Драгунский с Хармсом их благословили - творить свои ответы мирозданью!

В ГЦПТ завершилась зимняя школа развития, посвященная теме искусства и творчества.

Тематика школы была определена запросом от двух новосибирских художников. Михаил  Паршиков  и Сергей Мосиенко, художники-плакатисты, авторы проекта «Русская литература. Визитки»  накануне школы развития предложили команде ГЦПТ совместно с детьми разработать интерактивный формат выставки, которую авторы готовят к скорому показу.  

Проект «Русская литература. Визитки» появился на свет в 2005 году, и представляет собой весьма необычное собрание «визитных карточек»  выдающихся российский писателей. Авторы подошли к вопросу создания «визиток» с изрядной долей юмора, но безусловно, смогли  передать и особенности личности и литературный стиль выбранных ими писателей.  Работы художников выставлялись в Новосибирском художественном музее, в Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А.Врубеля,  принимали участие в Пятой Всероссийской выставке плаката.

 

Придумать интерактивную часть выставки, создать ее концепцию и смоделировать ее ход совместно с детьми - именно таким был замысел зимней школы развития.  Но что, скажите,  может быть увлекательнее для детей, чем  исследование творческого процесса методом творческого же процесса? 

И вот,  ребята в возрасте от 6 до 14 лет подступились к теме, которой порой боятся и матерые искусствоведы. Что такое искусство и что такое творчество? И главное, как они рождаются?

Для того,  чтобы самим разобраться в сути творческого процесса ребятам пришлось пройти через три необычных испытания – совместно с координаторами групп решить три «ноогеновские задачи».

Испытание первого дня состояло в «придумывании художественного произведения, которое ни для кого не является иностранным».

Решая эту непростую задачу, ребята пытались найти нечто универсальное, общее и базовое для всех людей на планете. Что же объединяет нас всех независимо от языка?

Одна группа пошла по пути древних народов и предложила свою версию рисуночного письма.Другая осознала, что самое общее для всех – потребность в еде и ее удовлетворение, и потому кулинарная книга с пробниками блюд, вероятно,  будет понятна абсолютно всем! Неожиданное решение пришло третьей группе через противопоставление правильного и неправильного в мини-постановке. Наконец, четвертая группа задумалась о том, что же в мире существует самого общего? Из чего состоит вселенная? Из элементов, заявили участники и придумали художественное произведение, состоящее из природного звукового ряда – плеска воды, шороха камней и шума ветра. Воистину, оно ни для кого не стало иностранным!

 

 


 

 

 

 

 

Испытание второго дня  было еще более сложным. «Придумать собственную теорию высокохудожественного произведения».  Тут ребятам было никак  не обойтись без глубокого погружения в мир этих самых произведений, высокохудожественных и не очень.  В результате глубоководного плавания  ребята выяснили, что высокохудожественное произведение обязательно обладает рядом важных свойств: 

  • У него непременно должна быть какая-то «изюминка», нечто неожиданное, или же вовсе пародоксальное. 
  • В нем должен быть емкий и глубокий смысл, понятный большинству людей
  • Совершенство эстетической формы должно соотвествововать глубине содержания!

Например, картина с трагическим сюжетом ну никак не может быть нарисована фломастерами, а только,  к примеру,  масляными красками.

Не плохо для школьников, не правда ли? А главное, выделенные критерии легко позволяют отличать претензию на искусство от искусства.  ;)

Итак, с тем,  как выглядит «высокохудожественное произведение», все стало более-менее понятно! Но вот,  что же такое «теория»?  

А к пониманию теории, как и все человечество,  дети шли через практику!  Потому что задачей третьего дня школы было «в мире, где известны девять шедевров, явить миру десятый». Решая эту задачу, ребята обнаружили, что  шедевр может возникнуть не только из индивидуального, но и из коллективного творчества, и придумали собственный художественный метод.

Четырехчастный метод, придуманный ребятами, был опробован  на четырех разных авторах (Д.Хармс, Н.Носов, В.Драгунский, П.Ганжина) и включал в себя прочтение художественного произведения, сочинение подобного, запечатление ассоциаций и, наконец, на их основе разработку «визитки» для  писателя или поэта. 

Кульминационной точкой школы развития стала выставка детских визиток и парад спектаклей по произведениям авторов. Именно это и стало своеобразной репетицией открытия интерактивной выставки современных графических миниатюр и визиток!  

Повторимся, что главными «идейными вдохновителями» зимней школы развития стали глубокоуважаемые, и несмотря на все попытки повторить - неподражаемые,  Даниил Хармс, Николай Носов, Виктор Драгунский и Полина Ганжина. Именно тексты этих авторов и легли в основу визиток и совершенно новых  и очень разных по форме детских спектаклей. 

Сценарий спектакля по Даниилу Хармсу был методом случайной выборки составлен из его произведений, что позволило детям сымитировать необычность его художественного мира. Особо тяжелая ноша легла при этом на плечи актерского состава новообразованной труппы – ведь каждому пришлось сыграть по три роли, следуя законам абсурдных перевоплощений героев Хармса.

Спектакль по Виктору Драгунскому удивительным образом совместил в себе жанры стендапа и кукольного театра, а «Мишкина каша» Носова – интерактивного представления и танцевального номера. Философская сказка Полины Ганжиной была переведена на театральный язык с помощью… безмолвия. Постановка без единого слова смогла передать загадку особого мира писательницы.


Создав визитки, поставив спектакли, ребята открыли один общий закон:  «Оказывается, для того, чтобы приблизиться к пониманию автора, нужно стать ему со-творящим. Не просто прочитать или увидеть, а со-творить что-то со-звучное и автору и самому себе».


Нисколько не претендуя на звание авторов шедевров, мы все же искренне верим в то, что   и наш читатель захочет «со-творить что-нибудь э-д-а-к-о-е», созвучное именно ему и описанной школе развития, полной проб и авторских экспериментов в соавторстве! 

9 октября 2014 года в Городском центре проектного творчества состоялась стратегическая игра для активистов и председателей ТОС "Территоризавр".

Эта специально созданная игровая процедура была направлена на то, чтобы участники игры освоили способы командного создания идей и концепций развития дворовых территорий города.

Лига Роботов приняла участие в работе площадки Openbio.  Как сообщают организаторы, 7 октября в наукограде открылась площадка открытых коммуникаций OpenBio, посвященная рождению и коммерциализации научных идей в сфере биотехнологий. Среди мероприятий OpenBio — научная конференция, панельные дискуссии, круглые столы, выставки и научные инсталляции.