Диплом под самую ёлочку

Диплом под самую ёлочку или могущество Новосибирска будет прирастать Городским центром проектного творчества

Новосибирск заявил себя как инновационный город новаторской практикой работы с детьми, в основе которой технология НооГен. Руководителя Городского центра проектного творчества Надежду Андрееву наградили  на IV Международном форуме «Мегаполис: XXI век: Город и дети» в Москве. Ей вручили почетный диплом конкурса «Город, где хочется жить» за «разработку и внедрение технологии ранней подготовки инновационных кадров для работы в сфере экономики города и формирования у молодежи компетенций, востребованных современным рынком труда».

Форум проходил в рамках Международной Ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ). На него съехались представители администраций и различных структур из пятидесяти городов РФ и девяти стран СНГ, а также эксперты в самых разных областях российского и международного уровня. Они обсуждали актуальные проблемы развития городов, а также проекты, направленные на улучшение качества жизни их жителей. Кроме того, в дни МАГ проходили специализированные выставки, конкурсы, бизнес-встречи, презентации.

О новосибирском опыте инновационной работы с детьми Надежда Андреева рассказала на круглом столе «Социальная поддержка семьи и защита детства, а также здоровье детей и социальная адаптация детей-инвалидов». Круглый стол проходил с участием представителей еще 25 городов.

Так специалисты из Днепропетровска представили проект организации работы детских библиотек. Для повышения качества их услуг, было предложено внедрить передовые информационно-коммуникационные технологии и увеличить число справочных материалов. Таким образом авторы проекта решили сделать обслуживание более удобным и интересным для маленьких читателей и привлечь в библиотеки новых посетителей.

Члены содружества молодежных клубов по месту жительства МУ «СИМБИРЦИТ» из Ульяновска рассказали о работе творческого учебно-методического центра. Она  направлена на помощь педагогам в организации подростковых мероприятий и социальных проектов с помощью внедрения в работу клубов инновационных методов. В результате воспитанники подростково-молодѐжных клубов начинают более активно принимать участие в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях, становятся более здоровыми, избавляются от вредных привычек и т. д.  

В отличие от таких практик технология работы Городского центра направлена не столько на создание детям определенных условий, сколько на развитие их мышления. В результате ребята не просто начинают больше читать или участвовать в мероприятиях, организованных городскими властями, а придумывают и воплощают свои собственные проекты.

«Обычно школьникам объясняют мироустройство на уровне придуманных кем-то истин, построенных кем-то концепций, и им остаётся только заучивать эти чьи-то знания. Таким образом, ребята не учатся мыслить самостоятельно и, чаще всего, не могут потом сами создать что-то новое, - рассказывает Надежда Андреева. -  Мы же предлагаем работать с детьми по-другому: не даем готовых концепций, а предлагаем разобраться во всем самим».

Для этого ребята участвуют в сессиях, на которых они решают парадоксальные задачи. Детям предлагается найти ответы на вопросы, касающиеся разных сфер жизни людей: экономики, экологии, права и др. В самой формулировке этих вопросов закладывается парадокс. Например, школьников просят придумать мир, где всё плоское. Или мир без дыр. Или мир, в котором время дискретно. Или построить карту учебных предметов. Или построить информационную экологию. Или построить мир, в котором все жители все всегда делают по-новому

 В результате такой работы юные участники сессий  не просто разрабатывают идеальные модели и теории, но и привязывают их к реальным городским проблемам, а также начинают придумывать и воплощать собственные проекты благоустройства города. Они становятся не просто «приёмниками» готовых знаний, но и создают новое сами, практикуются в отстаивании ценности своих идей и проектов.  

«Сегодня весь мир задумывается над тем, как использовать детский потенциал и как задействовать детей в общегородских проектах. Однако готовых решений пока нет. То, что сделано в этом направлении, в большинстве случаев только теоретические разработки, - рассказала Надежда Андреева. - Мы же представили конкретную модель, опробованную на практике, которая уже принесла ощутимые результаты».

Практику ГЦПТ признали уникальной и высоко оценили специалисты из России и стран СНГ. В частности профессор, вице-президент Национального общественного комитета «Российская семья» Галина Климантова, доктор экономических наук, профессор, заведующий лабораторией Института семьи и воспитания РАО Оксана Кучмаева, главный архитектор города Харькова, заведующий кафедрой градостроительства ХНАГХ, профессор Владлен Семенов. Благодаря этой практике Новосибирск зарекомендовал себя как город, в котором активно разрабатываются и внедряются передовые инновационные технологии.

Мария Васильева

05.04.2018

3 апреля в школе № 66 в рамках форсайт-марафона к 125-летию города Новосибирска прошла первая форсайт-сессия для учащихся восьмых классов. Ребятам была предложена задача: придумать, как будет устроен город , если в этом городе будут жить только дети.

 

Дети с большим энтузиазмом решали задачку. Впервые им представилась возможность  самим определять, как передвигаться по городу, какие места посещать, где гулять, где жить и как развлекаться. На сей раз, строгий и заботливый, взрослый отдыхает, его просто не пустили на время в мир, который принадлежит ребенку.

 

А теперь, господа взрослые, а также их родители, хотели бы вы послушать, как на самом деле хотят жить наши дети, и какой образ будущего они рисуют в своем воображении? Если да, то тогда пристегнитесь!

29.03.2018

Дорогие друзья, совсем скоро в Городском центре стартует марафон форсайтов, приуроченный к празднованию 125-летия со дня основания города  Новосибирска. Мы не могли оставаться в стороне от юбилейного дня города и, размышляя над вопросом «а что же подарить нашему любимому городу», мы пришли к единодушному мнению: мы подарим Новосибирску Будущее! Будущее глазами подростка, многоликое, оригинальное, живое и вдохновляющее! Как мы это сделаем?


Рецепт создания будущего прост, записывайте!

Мы берем старшеклассников, это такие дети, которые вовсе и не дети, а с виду взрослые, но ведут себя как-то странно, им обычно по 13-17 лет.

Затем погружаем их в «специально приготовленную» среду онтологического моделирования. Даем старшеклассникам «задачку открытого типа», которая заведомо не имеет однозначного и правильного решения. Осторожно: на этой стадии идет разрыв шаблонов, глубокое «разоформление», возможно у кого-то «сорвет башню».

23.03.2018

  Форсайт – это такая технология, которая позволяет заглянуть в будущее, посмотреть, а что же будет через 30-50 лет. Вопреки нашим представлениям о времени, будущее не одно, не такое как прошлое, строго определенное и неотвратимое; их – будущего – много. Оно как несколько дорог, выбирай, какая больше понравится! Форсайт, как раз и занимается выявлением этих дорог, он рисует нам возможные образы будущего, исходя из знания о настоящем. Чтобы с наибольшей точностью определить векторы развития, надо иметь четкое и полное представление о нашем настоящем: о вызовах и угрозах, тенденциях и проблемах, неизбежностях и потенциалах современности. Для этих целей разработали множество сложных и  не очень сложных процедур, которые все вместе называются форсайт-технологией, и проводятся они в несколько этапов, которые называются сессиями.

Как  правило, форсайт-сессии – это исключительно взрослое мероприятие для умных и очень умных взрослых, для экспертов  самых разных направлений. Является ли школьник экспертом? Очевидно, нет! Что он может сказать, тем более про будущее?! Он еще маленький, он еще учится. Справедливы возражения: технология сложная, знаний о реальности нет, потому что нет реального опыта взаимодействия с миром. Школьник ни за что не отвечает. Как он может проектировать будущее? Его представления иллюзорны, и все что он спроектирует, будет такой же иллюзией.