Как на образовательной сессии мы рассуждали про борщ, Колобка и коридоры
30 - 2 декабря случилась тобразовательная сессия (с участием учеников 6-9 классов Второй Новосибирской Гимназии и гимназии №12), на которой мы рассуждали и мыслили не только важными категориями такими как «пространство» и «время», но даже увязывали их с борщом, Колобком и коридорами.
А решали мы на этой сессии такие задачи: «Придумать мир, в котором пространство неоднородно» и «Описать движение в мире, в котором пространство искривлено». Кажется, что может быть проще? Однако простыми коридорными путями мы не ходили, все искали противоречий и выводили экспертов, солидных серьезных людей из разных профессиональных областей, на чистую воду! Итак, наши открытия.
Пространство. Кто-то утверждал, что это категория, совершенно независимая ни от чего, существующая как данность и независимо от человека. Кто-то называл пространство чем-то ограниченным, в котором располагаются вещи, предметы, например, пространство аквариума и плавающие рыбки в нем. Для кого-то пространство было тем, что зависит от взгляда и понимания человека и всего, что он может в него включить. А для кого-то пространство – это одна из мыслительных категорий, которая напрямую связана со временем.
Однородность и неоднородность. Первое, что вспоминается – первый сделанный доклад про борщ. Помните? Группа говорила, что борщ неоднороден, потому что морковка, картошка и капуста суть разные вещи. А еще… Оказалось (уже в другой группе), что однородными могут считаться те вещи, субстанции, которые можно объединить одним понятием. Тогда тот самый борщ из решения по решению другой группы был бы однородным. А неоднородностью было то, что нельзя объединить ни только понятием, но и в нашем мышлении (Колобок повесился и Буратино утонул). Было много и других пониманий неоднородности!
Искривление. Когда разобрались с пространством неоднородным, нам подсунули, и еще одну очень интересную задачку про искривленное пространство и движение в нем. Решения были потрясающе разными. Одна группа предположила, что этот искривленный мир разделен на сектора, в каждом из которых свое искривление; существо из одного сектора смотрит на существо из сектора другого, и видит его искривленным. Один из экспертов предположил, что, возможно, этот мир будет очень конфликтным. Еще одна группа шла по гипотенузе (геометрия), отклоняясь от мнимой видимой цели на 45 градусов, и все-таки достигала ее. Еще было интересное решение про коридоры (так называемые порталы), которые могли перенести меня в любую раз и навсегда запланированную самим коридором точку земного шара (география) и поэтому приходилось составлять карту этих самых коридоров. Было и решение с воображением и зрением: чем дальше от наблюдателя находился объект, тем больше он был, и принимал свою реальную форму только на расстоянии вытянутой руки.
Мы переносились на этой сессии в разные пространства, даже времена, и нас даже настигало наше нереализованное прошлое, пытались понять, станет ли борщ совсем неоднородным, если в него добавить детские кубики, пытались в нашей реальности исказить пространство, проводя разные интересные эксперименты, общались с интересными экспертами, которые, что даже странно, нас, для стороннего наблюдателя, наверное, не вполне нормальных, воспринимали и понимали и находили в наших решениях рациональное зерно. Эти три дня дали пищу для размышлений, массу положительных эмоций и энергии.
Софья Шулепова