Надежда Андреева: «Любая организация начинается с идеи»
Городской центра проектного творчества (ГЦПТ) – единственная в Новосибирске организация, имеющая технология работы с инновационным мышлением. Ее руководитель и один из создателей – Надежда Андреева. Она рассказывает о создании Центра, работе с городскими проблемами, управлении инновационными процессами.
— Надежда Александровна, расскажите, как создавался ГЦПТ?
— Любая организация начинается с идеи, которая есть у группы авторов. Эти творцы решают, в какой форме может воплотиться их замысел: как бизнес, как идеология, как
какой-то структурный элемент города. В «Ноогене», где мы до этого работали, такой идеей было формирование у детей нового способа мышления, с помощью которого они могли бы менять окружающий их мир. Этот опыт хотелось перенести в другую форму. После долгих размышлений мы решили, что это должен быть университет инноваций - учреждение, которое бы давало возможность сделать образование прикладным. Ведь сейчас высшая школа очень оторвана от практики. И наш способ обучения как раз помог бы справиться с этой проблемой. Однако наша методика не укладывается в существующую систему образовательных стандартов. А значит, организовать университет инноваций при каком-то вузе мы не могли. Поэтому было принято решение создать отдельное учреждение – Городской центр проектного творчества.
— Почему идею создания ГЦПТ поддержали новосибирские власти?
— В то время они уже написали программу развития наукоемкого производства и инноваций в промышленности города. Поэтому появилась потребность в молодых специалистах, способных работать в этой сфере. Естественно, возник вопрос: кто должен готовить кадры для такой нестандартной работы. Этот заказ не могли выполнить общеобразовательные школы - у них совсем другие задачи. Вузы тоже бы с ним не справились. Ведь после их окончания молодые люди зачастую не готовы работать даже на традиционных специальностях – слишком велик разрыв между учебной деятельностью и реальным производством. Таким образом, инновационное образование, которое мы собирались дать новосибирским школьникам и студентам, стало очень своевременно для нашего города, и мэрия нас поддержала. Тем более мы предлагали не какой-то невнятный подход, а уже полностью сформированную и отработанную технологию.
— Наверное, не просто было убедить новосибирцев в продуктивности детского мышления и жизнеспособности детских идей?
— Мы с самого начала видели, что эта продуктивность очень высока. Мы убедились, что детям можно верить и опираться в работе на модели, которые они предлагают. Идеи ребят могут использовать в разных областях: науке, педагогике, предпринимательстве, искусстве. Однако сначала это было совершенно не очевидно чиновникам и специалистам разных отраслей.
Но постепенно ситуация менялась. Представители разных профессий приходили на наши сессии в качестве экспертов, видели модели, которые придумывали дети. И оказалось, что идеи школьников имеют огромное значение для весьма серьезных людей: политиков, бизнесменов, экономистов.
И примерно через 2,5 года наша технология зазвучала в городе, стала анонсироваться на серьезных мероприятиях, таких как Interra, Градостроительный форум «Город завтра», Международный экономический форум в Москве.
- Расскажите, в чем особенность руководства инновационным учреждением?
— Возглавлять такую организацию - это сама по себе очень трудная задача. Ведь нужно руководить и людьми, и инновационными процессами. Главная сложность в управлении людьми – нужно всегда быть в тонусе. Кроме того, необходимо постоянно быть в курсе многих тенденций и вопросов, которые интересны твоим сотрудникам.
Управлять инновационными процессами не менее сложно. Ведь в отличие от традиционных товаров и услуг, они не имеют определенного заранее разработанного алгоритма решения. В обычной организации сразу ясны пути развития, известен сам продукт, рынок сбыта и пр. В нашем же случае заранее часто не понятен не только продукт, но и его назначение, целевая аудитория. На такие ключевые вопросы нет явных однозначных ответов.
Например, мы решаем проблему: отсутствие активности у молодежи. Обычно у нас для этого организуют зарницы, помощь молодежи пожилым и пр. Но все это, как правило, не связано с формами активности, которые у них уже есть: граффити, стрит-культура, альтернативная музыка. Поэтому предлагаемая деятельность зачастую оказывается им не органична. Но как изменить ситуацию и связать ее с преобразованием города – пока большой вопрос.
— Как же удается решать такие сложные проблемы?
— Для этого нужно изучить различные «слои» вопроса: культурные, исторические, социальные и др. Кроме того необходимо увидеть проблему не изолированно, а в системе сущностных связей, наиболее значимых для рассматриваемого вопроса. Но эти связи, как правило, очень трудно выделить. В этом нам как раз помогают проектные сессии.
— В самом названии «Городской центр проектного творчества» заложена связь с Новосибирском. Как эта связь проявляется в Вашей работе?
— Два года назад мы проводили социологическое исследование: выясняли отношения новосибирцев к своему городу. Оказалось, что у многих, не зависимо от возраста и социального статуса, есть ощущение временности. Люди не чувствуют себя здесь дома, у них постоянное ощущение транзита. Одна из причин, по которой сложилась такая ситуация, - несимметричность вложений людей в свой город и их потребления его ресурсов. Новосибирцы пользуются городским транспортом, системами образования, здравоохранения. Однако они не понимают, что они могут сделать для его улучшения. Посадить березу? Покрасить забор? Организовать бизнес? Мы пришли к выводу, что эта несимметричность – базовое нарушение городского пространства. И сейчас мы меняем эту ситуацию.
Для этого был создан проект «Новосибирск – город авторов», благодаря которому мы хотели восстановить авторство в городе. Ведь свой автор есть у каждого здания или объекта. Но многие новосибирцы об этом не знают, и у них возникает опущение анонимности пространства, в котором они живут. Для ликвидации этого ощущения мы создали трамвайную экскурсию «Новосибирск в чувствах и судьбах». Там рассказывались истории людей, которые основали в Новосибирске какие-то объекты, жили в нем случайно или проезжали через город. Эти истории были развернуты в аудио-спектакли. Например, экскурсанты услышали монолог актрисы, приехавшей из питерского театра, которая рассчитывала получить главные роли в Оперном театре. Но
в фаворе у режиссера оказались другие. Или сказку, которую мама читает своему ребенку.
— Как это способствовало ликвидации ощущения анонимности у слушателей?
— Герои аудио спектаклей показывали какую-то жизнь здесь и сейчас. И это позволило пассажирам трамвая вспомнить и актуализировать свой опыт общения с городом, создать к нему собственное отношение. Этот психологический процесс схож с воспоминаниями о местах детства. Мы помним, как в нашем родном доме скрипели половицы, помним запах скатерти на столе. Также и здесь: если возникает какой-то особый след, то тебе кажется, что ты преобразуешь это место, начинаешь себя с ним ассоциировать. Это очень сильный чувственный опыт. И тогда желание уехать пропадает. В конце экскурсии, участники сказали: «Мы вошли в трамвай в одном городе, а вышли совершенно в другом».
— В своей организации вы работаете именно по принципу создания проектов?
— Да. Время госзаказов давно прошло. Сегодня актуально именно проектное отношение к жизни. Ведь проект – это ответ на какой-то вопрос, проблему, противоречие, существующее в обществе. Из него можно реализовывать свои ценности, можно собрать команду по интересам и идеологии, можно организовывать бизнес.
— Технологию, по которой работает ГЦПТ, можно без преувеличения назвать инновационной, не имеющей мировых аналогов. Расскажите, чем она принципиально отличается от множества других образовательных методик?
— В обычной образовательной парадигме, в которой учились мы, наши родители и бабушки, которой насчитывается уже более 300 лет, обучение происходит поступательно: от простого к сложному. Но есть и другая система развивающего образования. Там детям сначала даются сложные категории: понятие числа, отношение (как физическая категория), система счисления, а потом уже все это конкретизируется. «Нооген» - тоже разновидность другой образовательной парадигмы. Перед детьми ставится задача, но не сугубо предметная, а та, которая находится в междисциплинарном поле. Например, связанная с категорией времени, которая есть и в психологии, и в физике, и в философии.
Еще одно важное отличие – задача, поставленная перед детьми, должна быть обязательно парадоксальной, сталкивающей разные картины мира. Например, «Построить математику точек зрения». Точка зрения – это гуманитарное понятие. А математика – точная дисциплина. Поэтому не понятно, как можно придумать такую науку. Но очевидно, что пытаясь это сделать, дети придумают какие-то новые дисцлпины. Как, например, математика Лобачевского, благодаря которой мы смогли полететь в космос.
Таким образом, перед детьми ставятся изначально сложные задачи, решения которых мы не знаем сами. Школьникам не предлагается готовых средств и способов решения – мы даем им возможность придумать все это самим. В итоге они создают много различных вариантов. Получаются довольно жизнеспособные модели, которые могут дорабатывать люди разных профессий, доводя это их до какого-то конкретного воплощения. Не важно, будет ли это программа развития гражданской активности или новая научная теория.
— Основное муниципальное задание ГЦПТ – программа РПИК. В чем заключается суть этой программы?
— Ранняя подготовка инновационных кадров – это целостное воплощение многих наших идей. Мы работаем с определенным количеством детей, формируя у них разные навыки и компетенции. Поэтому ребята, которые ее пройдут, будут обладать высоким новаторским потенциалом и смогут решать очень сложные задачи. Это будет своего рода элита, которая сможет работать в условиях формирующейся инновационной экономики.
— Почему проекты ГЦПТ важны для города?
— Важными мы считаем те проекты, которые разрешают какие-то городские проблемы на грани взаимоотношений человека и города. Многие годы мы работаем со стратегическим планом развития Новосибирска и выясняем, почему ряд проблем не удается решить. Например, вопрос создания имиджа нашего мегаполиса. Мы выяснили, что Новосибирск с самого начала мыслился как транзитный город. И, возможно, эта категория буквально пронизывает все его ипостаси. Это и транзит идей, и транзит грузов, и транзит научных разработок. Многие вещи, приходя в Новосибирск, из идеи вырастают в технологию и начинают воплощаться. Например, технологию «Нооген» мы привезли из Красноярска, а здесь она уже стала основой для новой организации. Имидж города – это не абстрактные идеи. Это отношение людей к месту, где они живут. Но как сформировать этот имидж у наших горожан?
Каждый наш проект, наша акция – это ответ на какую-то актуальную проблему на границе Новосибирска и горожан. Своеобразный эксперимент на стенде, после которого опробованную модель можно внедрить в производство. Сейчас мы выявили несколько трудностей, над которыми нужно работать: идентичность людей с городом, творческая реализации в городе, общий социальный оптимизм, симметричности и несимметричности вкладов людей в Новосибирск и отдачи. На их решение были направлены наши акции «Карнавал мечты», «Интерактивная трамвайная экскурсия», «Альтернативная летняя занятость подростков» и др.
— Особенно хотелось бы выделить новый проект – организация в Новосибирске Human park. Расскажите, как зародилась идея его создания и в чем заключается его основная суть?
— В Европе существуют так называемые арт-резиденции. Это определенные территории, которые живут по своим законам. Там художники открыто взаимодействуют с обществом, устраивают интерактивные форматы. Скажем, не только рисуют, но и организуют образовательные курсы для детей, практику для студентов и пр.
В нашей стране таких сообществ пока нет, и Human park как раз бы мог стать одним из них. Это могло бы быть необычное место, в котором постоянно происходило бы что-то интересное для людей разных возрастов и социальных слоев: мастер-классы, флеш-мобы, перфоменсы. А создавали бы их сами участники.
Попадая на эту площадку, люди могли бы узнавать много нового и интересного, развиваться, меняться. Там бы постоянно происходили «креативные» события – изменения в мышлении людей, изменение их способов жизни.
— Какие перспективы развития ГЦПТ Вы видите кроме этого проекта?
— У детей, участвующих в программа РПИК, очень интересный подход к жизни и неординарный взгляд на проблемы. Мы бы хотели, чтобы их идеи и разработки получили дальнейшее воплощение и развитие. Возможно, это будут особые лаборатории в вузах. Или мы организуем целевые наборы в лучшие высшие учебные заведения. Может быть, это будут какие-то особые не образовательные сообщества. Главное, чтобы эти дети в дальнейшем могли использовать свои навыки и успешно устроиться в жизни.