Площадка ГЦПТ «НооГен-технология – ресурс инновационного развития города и региона»

Площадка ГЦПТ «НооГен-технология – ресурс инновационного развития города и региона» работала 11 сентября над изобретением метода реализации инновации в России.

В рамках Форума «Интерра-2009» проходило достаточное количество мероприятий, где уже состоявшиеся люди – признанные эксперты и знатоки инноваций – высказывали свое мнение, сложившееся задолго до Форума и обусловленное исключительно своей общественной или должностной позицией. Таким образом, дискуссионные площадки становились всего лишь местом публикации имеющейся точки зрения. 
В связи с этим ГЦПТ было принято решение организовать на своей площадке такую коммуникацию, которая способствовала бы порождению нового содержания. Оно, в свою очередь, немыслимо без предъявления позиции молодежи, которая в традиционных форматах коммуникации редко может формулировать и демонстрировать её (зачастую такой позиции вообще не имеется).

Разработчиками площадки «НооГен-технология» была поставлена задача активного и продуктивного вовлечения молодых участников в работу и создания условий формирования позиции молодежи в отношении инновации и места молодых людей в инновационном будущем страны.

Для решения вышеназванных задач была выбрана чрезвычайно сложная проблема – создание российского метода реализации инновации. Масштабность и сложность были заданы намеренно. Во-первых, проблема реализация инноваций является актуальной и интересной для всех участников Форума; во-вторых, эта тема отвечала главному требованию НооГен-технологии: была сформулирована в предельно широкой рамке и в духе неразрешаемых задач, требующих серьезной онтологической работы. В-третьих, у старшего поколения (экспертов) не было готовых решений, способных устыдить слабые «потуги» молодых участников. Тем более что на сильную позицию молодежи, подкрепленную опытом реализации инновационных проектов, рассчитывать не приходилось.

Изначально предполагалось организовать процесс работы на площадке в два цикла. В первом должно было происходить решение задачи в малых группах, а затем результаты надо было предъявить на первичное слушание. Во втором цикле «сырые» идеи, наработки и прочие результаты работы в группах должны были уточняться, развиваться, оформляться в стройную схему или теорию и подвергаться окончательной публикации на итоговом слушании. По итогам работы площадки в целом планировалось провести рефлексию с целью выявления позиций и существенных отличий в ответах групп.
В действительности все произошло иначе. В связи с тем, что для большинства участников формат работы и технология построения коммуникации были непривычны, поднимаемая проблема оказалась сложной и дискуссионной, а предъявление результатов групповых работ – чрезвычайно полемичным, организаторы площадки были вынуждены отказаться от второго цикла работы.

В итоге площадка привлекла большое количество молодых людей, которые смогли произвести свой анализ существующей ситуации относительно реализации инновации в России, выдвинуть свою точку зрения и предъявить свой метод, смоделированный прямо на площадке. Это означает, что процесс формирования позиции у присутствовавшей на площадке молодежи запущен, тема инновации по-настоящему стала для них актуальной и, значит, возможно продолжение собственных разработок уже за пределами площадки.

Во время работы прозвучало несколько оригинальных идей. Одна из них – радиальное распространение инновации в обществе: от эпицентра, где инновации «в концентрате», к далеким перифериям, где она слабо представлена либо её вообще нет. Образно это выглядит, как возникновение кругов на воде от внезапно брошенного в воду камешка. Для того чтобы инновация возымела такой резонанс в обществе, необходимо придать ей характер кардинального преобразования. Там, где нововведение требует изменения многих параметров системы, в инновационный процесс вовлекается один ресурс за другим, к участию привлекаются сразу десятки тысяч разнообразных специалистов, и инновация становится их общим делом в масштабе города.

При этом важно, чтобы люди, находящиеся в эпицентре инновационной волны и являющиеся носителями самой идеи, могли реализовывать её независимо от внешних обстоятельств, будь то отсутствие необходимого финансирования или поддержки со стороны властных структур, потому что не реализовывать её для них невозможно.

Другая идея – идея семиосферы. Группа попыталась представить город в знаково-символическом виде, прочесть город, как книгу, в которой любой рекламный шит, название улиц, архитектура зданий – текст, несущий в себе смысл. «Давайте представим, что мы с вами иностранцы, знание русского языка которых позволяет прочесть тексты города и отнестись к ним. Какой образ города родится в нашем сознании? Огромное количество торговых центров и банков, плотная застройка и мало детских площадок, суета вокзала и «чемоданность» настроений… Такой образ считывается с кирпичных страниц. Но если таков город, каковы же люди? И каковы перспективы инновации в этом городе?» С точки зрения носителей идеи, работа с имиджем города в знаково-символическом ключе позволит достичь существенных изменений в самосознании горожан и их самоопределении; осторожное и умелое обращение с семиосферой города способно восстановить баланс в отношениях города и его жителей.

Обобщая результаты работы площадки, важно отметить, что сама по себе идея создания своего уникального российского метода реализации инновации является чрезвычайно сложной, даже дерзкой. Эта работа не одного дня. Площадка создала прецедент, который только запустил процесс работы над задачей. На сегодняшний момент позволительно говорить только об итогах первого обсуждения, но не о результатах работы. 
«При решении задачи, – говорит ведущий площадки Геннадий Захарович Асиньяров – необходимо удерживать, по крайней мере, рамку города, а для этого в обсуждении должно быть задействовано как можно больше людей, занимающих разные позиции в городе: управленцев, предпринимателей, молодых специалистов, студентов и др.»

Городской центр проектного творчества очень заинтересован в решении задачи инновационного развития города и поэтому предлагает экспертам из разных областей, студентам и их преподавателям сотрудничество в данном вопросе и ждет их на новом обсуждении, уже в рамках студенческих семинаров.  

Мария Долгушева

05.04.2018

3 апреля в школе № 66 в рамках форсайт-марафона к 125-летию города Новосибирска прошла первая форсайт-сессия для учащихся восьмых классов. Ребятам была предложена задача: придумать, как будет устроен город , если в этом городе будут жить только дети.

 

Дети с большим энтузиазмом решали задачку. Впервые им представилась возможность  самим определять, как передвигаться по городу, какие места посещать, где гулять, где жить и как развлекаться. На сей раз, строгий и заботливый, взрослый отдыхает, его просто не пустили на время в мир, который принадлежит ребенку.

 

А теперь, господа взрослые, а также их родители, хотели бы вы послушать, как на самом деле хотят жить наши дети, и какой образ будущего они рисуют в своем воображении? Если да, то тогда пристегнитесь!

29.03.2018

Дорогие друзья, совсем скоро в Городском центре стартует марафон форсайтов, приуроченный к празднованию 125-летия со дня основания города  Новосибирска. Мы не могли оставаться в стороне от юбилейного дня города и, размышляя над вопросом «а что же подарить нашему любимому городу», мы пришли к единодушному мнению: мы подарим Новосибирску Будущее! Будущее глазами подростка, многоликое, оригинальное, живое и вдохновляющее! Как мы это сделаем?


Рецепт создания будущего прост, записывайте!

Мы берем старшеклассников, это такие дети, которые вовсе и не дети, а с виду взрослые, но ведут себя как-то странно, им обычно по 13-17 лет.

Затем погружаем их в «специально приготовленную» среду онтологического моделирования. Даем старшеклассникам «задачку открытого типа», которая заведомо не имеет однозначного и правильного решения. Осторожно: на этой стадии идет разрыв шаблонов, глубокое «разоформление», возможно у кого-то «сорвет башню».

23.03.2018

  Форсайт – это такая технология, которая позволяет заглянуть в будущее, посмотреть, а что же будет через 30-50 лет. Вопреки нашим представлениям о времени, будущее не одно, не такое как прошлое, строго определенное и неотвратимое; их – будущего – много. Оно как несколько дорог, выбирай, какая больше понравится! Форсайт, как раз и занимается выявлением этих дорог, он рисует нам возможные образы будущего, исходя из знания о настоящем. Чтобы с наибольшей точностью определить векторы развития, надо иметь четкое и полное представление о нашем настоящем: о вызовах и угрозах, тенденциях и проблемах, неизбежностях и потенциалах современности. Для этих целей разработали множество сложных и  не очень сложных процедур, которые все вместе называются форсайт-технологией, и проводятся они в несколько этапов, которые называются сессиями.

Как  правило, форсайт-сессии – это исключительно взрослое мероприятие для умных и очень умных взрослых, для экспертов  самых разных направлений. Является ли школьник экспертом? Очевидно, нет! Что он может сказать, тем более про будущее?! Он еще маленький, он еще учится. Справедливы возражения: технология сложная, знаний о реальности нет, потому что нет реального опыта взаимодействия с миром. Школьник ни за что не отвечает. Как он может проектировать будущее? Его представления иллюзорны, и все что он спроектирует, будет такой же иллюзией.