Понедельник начинается в четверг

В известной книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» передана удивительная атмосфера первооткрывательства, ощущение науки как самого уникального приключения в жизни. Молодые пожилые ученые спорят, увлекаются, изобретают волшебные палочки. Конечно, это фантастика. Однако нечто подобное мы могли наблюдать в реальной жизни, и совсем неподалеку от нас.

Теория открытий

В начале апреля, а именно в четверг 2-го, в среду 8-го и четверг 9-го апреля 2009 года, Городской центр проектного творчества совместно со Второй Новосибирской Гимназией и Авторской школой «НООГЕН», при поддержке департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска организовал научно-практическую конференцию «Математика будущего», в которой приняли участие одновременно школьники, студенты, ученые и эксперты. Причем школьники были главной движущей силой этой конференции. Они решали задачи, которые до сих пор либо не имеют ответа в мировой науке, либо никогда даже не ставились. Так, например, дети (которые представляли в основном Вторую Новосибирскую Гимназию и Гимназию №12) разрабатывали теорию открытий и пробовали на ее основе предсказать открытия, которые будут совершены в ближайшие 30 лет.

Наука во время рыбалки в «пруду открытий»

Были предложены самые разнообразные модели и подходы. В одной из теорий рассматривалась модель параболического «пруда открытий«: вероятностный закон поиска открытий в этом пруду очень напоминает вероятностное распределение, возникающее при обычной рыбалке, и описывается, по мнению группы, одновременно формулами теории вероятности и параболической функции. Характерно, что авторы разработки учатся в 5-м классе. Некоторые предложенные модели позволяют корректно описать то, что ранее считалось лишь удивительными совпадениями, как в науке, так и в человеческой истории. Даже классическая спиралевидная теория развития в детском изложении приобрела радикально новый вид и в таком изложении очень впечатлила серьезных ученых, выступавших на конференции. «Удивительно, - сказал кандидат геолого-минералогических наук Константин Кобзарь, обращаясь к докладчикам из 5-го класса 12-й гимназии, - насколько интересные идеи предлагаете вы, дорогие коллеги. Да, да, именно коллеги, позвольте мне вас так называть».

Рождение новой науки «Математика знаний»

На конференции рассматривалась и другая задача: разработать математику знаний. Фактически от детей требовалось заложить основания новой науки. Была сделана попытка с помощью точной науки описать или хотя бы учесть субъективные факторы, свойственные знанию. У одной группы даже получилось уравнение, сплошь состоящее из «субъективных переменных» и коэффициентов. Чрезвычайно интересны были попытки определить «единицу» знания и модель запоминания в виде сита. И конференция показала, что дети способны не только фантазировать, но и мыслить вполне научно.

Сам себе ученый, исследователь, научный руководитель

Одним из условий конференции было то, что дети самостоятельно, без привычной формы научного руководства проводили свои исследования. Таким образом, они находились в свободном полете мысли. Однако, за каждой проектной группой юных исследователей был прикреплен координатор, который был призван облегчить коммуникации детей и выполнять функцию первого эксперта, указывающего на проблемы решения.

Дети и взрослая наука

Было ли это лишь игрой в науку? «Конечно, нет, - считает кандидат биологических наук,автор технологии «НооГен» Геннадий Асиньяров. - Детским работам были свойственны все необходимые признаки научности. Дети исследовали уже существующий научный и фактический материал, анализировали его и выдвигали собственные, порой революционные гипотезы, которые защищали в научной дискуссии перед лицом маститых экспертов. Чем же это отличалось от науки? Разве что тем, что форма представления научных разработок выглядела не классически научной».

Устаревшее или инновационное?

В самом деле, вместо компьютерных презентаций и пухлых распечаток в скоросшивателях дети «опирались» на рисованные от руки плакаты. Организаторы считают это одним из главных достоинств конференции. «Очень важно, чтобы дети оставались детьми, - считает руководитель Городского центра проектного творчества Надежда Андреева. – Не слишком трудно научить ребенка пользоваться компьютером, гораздо труднее его от компьютера оторвать. Наука движется не компьютерами, наука движется умами. Заставьте десятилетнего ребенка пользоваться всеми модными техническими средствами, и в его работах останется лишь форма и из нее уйдет мысль: ребенку станет просто не до размышлений».

Кто в ответе?

Еще в августе прошлого года мэр Новосибирска Владимир Городецкий отметил необходимость развития и взращивания интеллектуального ресурса города со школьной скамьи и создал специализированный центр: Городской центр проектного творчества. Этот центр в свою очередь предложил несколько новых форматов по подготовке инновационных кадров, одним из которых являлась и прошедшая конференция. Конференция проходила 3 дня: 2, 8 и 9 апреля, ее задачей было раскрыть интеллектуальный ресурс сегодняшнего школьника и показать его научное чутье в разработке научных проблем.

Взгляд изнутри

Галина Сухова, ученица 10 «А» средней образовательной школы №187: «Я как лауреат 28-й городской научно-практической конференции в секции «Химия и экология человека» и как участница конференции «Математика будущего» обнаружила серьезные отличия между ними, которые заключаются в том, что на обычных конференциях детей заставляют учить то, что было уже ранее открыто и создано, идти «по чужим стопам», повторяя путь других людей. Своего ты ничего не вносишь. Для науки разницы нет. А конференция «Математика будущего… В ней дают возможность ребенку высказать свои идеи, свое видение глобальных проблем и открытых вопросов. Здесь нам дают возможность высказать свою логику».

Материал подготовили:
Сергей Анциферов
Софья Шулепова

19.11.2017

 

Впервые 1 октября 2017 года дети из Лаборатории альтернативной энергетики ГЦПТ продемонстрировали в действии катушку «Тесла», которую они создали своими руками под руководством опытных кураторов кандидата биологических наук Асиньярова Геннадия и специалистов-инженеров Дубовиченко Андрея и Гусарова Ильи.

 

Участники Лаборатории для детей и приглашенных экспертов проделали яркие театрализованные эксперименты с электричеством без розеток и батареек, показали удивительные спецэффекты, а потом рассказали как это у них получилось с научной точки зрения.

18.11.2017

09 ноября 2017г учащиеся школы №66 под руководством специалистов Лаборатории игровой механики Городского центра проектного творчества разработали свои сценарии жизнедеятельности человека, которые позволяют минимизировать долю отходов до оптимальных для городской среды значений. Каждый сценарий прошел проверку на экономическую целесообразность и отвечает потребностям современного человека, по крайней мере, так, как их представляют себе подростки. 

10.07.2017

С развитием интернета мир превратился в единую сеть, в которой любой абонент может связаться с кем угодно.

Изначально, высшей целью общества было достижение бессмертия человека. Люди были готовы на все