Понедельник начинается в четверг

В известной книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» передана удивительная атмосфера первооткрывательства, ощущение науки как самого уникального приключения в жизни. Молодые пожилые ученые спорят, увлекаются, изобретают волшебные палочки. Конечно, это фантастика. Однако нечто подобное мы могли наблюдать в реальной жизни, и совсем неподалеку от нас.

Теория открытий

В начале апреля, а именно в четверг 2-го, в среду 8-го и четверг 9-го апреля 2009 года, Городской центр проектного творчества совместно со Второй Новосибирской Гимназией и Авторской школой «НООГЕН», при поддержке департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска организовал научно-практическую конференцию «Математика будущего», в которой приняли участие одновременно школьники, студенты, ученые и эксперты. Причем школьники были главной движущей силой этой конференции. Они решали задачи, которые до сих пор либо не имеют ответа в мировой науке, либо никогда даже не ставились. Так, например, дети (которые представляли в основном Вторую Новосибирскую Гимназию и Гимназию №12) разрабатывали теорию открытий и пробовали на ее основе предсказать открытия, которые будут совершены в ближайшие 30 лет.

Наука во время рыбалки в «пруду открытий»

Были предложены самые разнообразные модели и подходы. В одной из теорий рассматривалась модель параболического «пруда открытий«: вероятностный закон поиска открытий в этом пруду очень напоминает вероятностное распределение, возникающее при обычной рыбалке, и описывается, по мнению группы, одновременно формулами теории вероятности и параболической функции. Характерно, что авторы разработки учатся в 5-м классе. Некоторые предложенные модели позволяют корректно описать то, что ранее считалось лишь удивительными совпадениями, как в науке, так и в человеческой истории. Даже классическая спиралевидная теория развития в детском изложении приобрела радикально новый вид и в таком изложении очень впечатлила серьезных ученых, выступавших на конференции. «Удивительно, - сказал кандидат геолого-минералогических наук Константин Кобзарь, обращаясь к докладчикам из 5-го класса 12-й гимназии, - насколько интересные идеи предлагаете вы, дорогие коллеги. Да, да, именно коллеги, позвольте мне вас так называть».

Рождение новой науки «Математика знаний»

На конференции рассматривалась и другая задача: разработать математику знаний. Фактически от детей требовалось заложить основания новой науки. Была сделана попытка с помощью точной науки описать или хотя бы учесть субъективные факторы, свойственные знанию. У одной группы даже получилось уравнение, сплошь состоящее из «субъективных переменных» и коэффициентов. Чрезвычайно интересны были попытки определить «единицу» знания и модель запоминания в виде сита. И конференция показала, что дети способны не только фантазировать, но и мыслить вполне научно.

Сам себе ученый, исследователь, научный руководитель

Одним из условий конференции было то, что дети самостоятельно, без привычной формы научного руководства проводили свои исследования. Таким образом, они находились в свободном полете мысли. Однако, за каждой проектной группой юных исследователей был прикреплен координатор, который был призван облегчить коммуникации детей и выполнять функцию первого эксперта, указывающего на проблемы решения.

Дети и взрослая наука

Было ли это лишь игрой в науку? «Конечно, нет, - считает кандидат биологических наук,автор технологии «НооГен» Геннадий Асиньяров. - Детским работам были свойственны все необходимые признаки научности. Дети исследовали уже существующий научный и фактический материал, анализировали его и выдвигали собственные, порой революционные гипотезы, которые защищали в научной дискуссии перед лицом маститых экспертов. Чем же это отличалось от науки? Разве что тем, что форма представления научных разработок выглядела не классически научной».

Устаревшее или инновационное?

В самом деле, вместо компьютерных презентаций и пухлых распечаток в скоросшивателях дети «опирались» на рисованные от руки плакаты. Организаторы считают это одним из главных достоинств конференции. «Очень важно, чтобы дети оставались детьми, - считает руководитель Городского центра проектного творчества Надежда Андреева. – Не слишком трудно научить ребенка пользоваться компьютером, гораздо труднее его от компьютера оторвать. Наука движется не компьютерами, наука движется умами. Заставьте десятилетнего ребенка пользоваться всеми модными техническими средствами, и в его работах останется лишь форма и из нее уйдет мысль: ребенку станет просто не до размышлений».

Кто в ответе?

Еще в августе прошлого года мэр Новосибирска Владимир Городецкий отметил необходимость развития и взращивания интеллектуального ресурса города со школьной скамьи и создал специализированный центр: Городской центр проектного творчества. Этот центр в свою очередь предложил несколько новых форматов по подготовке инновационных кадров, одним из которых являлась и прошедшая конференция. Конференция проходила 3 дня: 2, 8 и 9 апреля, ее задачей было раскрыть интеллектуальный ресурс сегодняшнего школьника и показать его научное чутье в разработке научных проблем.

Взгляд изнутри

Галина Сухова, ученица 10 «А» средней образовательной школы №187: «Я как лауреат 28-й городской научно-практической конференции в секции «Химия и экология человека» и как участница конференции «Математика будущего» обнаружила серьезные отличия между ними, которые заключаются в том, что на обычных конференциях детей заставляют учить то, что было уже ранее открыто и создано, идти «по чужим стопам», повторяя путь других людей. Своего ты ничего не вносишь. Для науки разницы нет. А конференция «Математика будущего… В ней дают возможность ребенку высказать свои идеи, свое видение глобальных проблем и открытых вопросов. Здесь нам дают возможность высказать свою логику».

Материал подготовили:
Сергей Анциферов
Софья Шулепова

19.03.2019

Это общий вопрос, ответ на который мы будем искать на очередной стратегичекой сессии 20 марта в Городском центре проектного творчества.

На этот раз мы будем разбираться с темой гражданского самосознания молодежи. Надо признать, что для нас эта тема сложна и неудобна, потому что, во-первых, ни один из разработчиков не имеет опыта политической деятельности, а, во-вторых, проявление гражданской позиции имеет неоднозначную оценку в обществе.

Чаще мы сталкиваемся с политическим нигилизмом, неодобрение, недоверием к тому, кто активно демонстрирует свои взгляды. Эта тема коварна, поскольку обыватель никогда точно не знает, является ли, скажем, митинг у стен правительственной организации действительно выражением воли и гражданской позиции собравшихся, или же это провокация: кем-то спланированное и оплаченное мероприятие. Существуют ли в России «безопасные» места, способы и формы выражения гражданской позиции, а если нет, может быть их стоит придумать?

28.02.2019

21 февраля мы открыли цикл стратегических сессий 2019 года. В этом году в качестве тематической основы мы взяли новую редакцию Стратегического плана устойчивого развития Новосибирска. В этом документе нас, прежде всего, нас интересует тема человеческого капитала в разрезе устойчивого развития территории и места молодежи в системе этих координат. Ценности молодежи - это первое, о чем мы хотели поговорить в этой связи. Что молодые люди считают важным? Что называют своей ценностью, и что на самом деле они демонстрируют?

Участниками сессии были старшеклассники и студенты некоторых новосибирских ВУЗов. Им была предложена такая задача: «Придумать способ обозначения важного в мире, где всё важное перемешалось».  Нет иерархии ценностей, все главное или не главное в равной степени. Вот пойди да разберись...

29.01.2019

Городской центр проектного творчества приглашает старшеклассников и студентов принять участие в конкурсе на БЕСПЛАТНОЕ обучение в программе «Ранняя подготовка инновационных кадров». 

Участники программы пройдут уникальный образовательный курс из 6 форматов, в рамках которого будут

-решать проектные задачи,
-разрабатывать концепции и идеи,
-участвовать в лекториях,
-управленческих и профориентационных тренингах,
-практикумах,
-исследовательских модулях.

Участники форматов столкнутся с парадоксами и мыслительными трудностями, требующими неординарного подхода, пересмотра собственных и выработки новых способов мышления.

Участники программы смогут разобраться в сущности базовых понятий, наполнить их своими смыслами, сформировать фундамент своего мировоззрения.