Участие Городского центра проектного творчества в «Интерре’09»

С 9 по 12 сентября 2009 года Городской центр проектного творчества (ГЦПТ) принимал участие в Первом международном молодежном инновационном форуме «Интерра’09», что дало ему возможность решить следующие задачи:

  • выявить основные мировые и российские тенденции инновационной мысли, соотнести с ними деятельность ГЦПТ;  
  • собрать и интерпретировать различные экспертные мнения по поводу проблем инновации в России и за рубежом;
  • предъявить собственные экспертные позиции относительно инноваций в России;
  • продемонстрировать собственные молодежные проекты (в том числе и технические).

ГЦПТ были разработаны и реализованы следующие формы участия в Форуме:

I. Максимально широкий охват мероприятий форума

В ГЦПТ была предварительно разработана процедура формирования экспертной позиции у каждого сотрудника, за чем последовали предъявления её на разных площадках Форума и оформление полученных знаний в экспертные мнения/заключения.

По итогам каждого дня Форума и анализа Форума в целом (его концептуального наполнения, организации движения участников по площадкам и внутри них, информационного освещения события в СМИ и т.д.) можно заключить следующее: мероприятие такого масштаба, каким стала «Интерра’09», было организовано на достаточно высоком уровне. Предлагая многообразие площадок, форм делового общения и проведения досуга, организаторы Форума дали участникам возможность максимально проявить себя, реализовать инициативы и актуализировать вновь, а возможно, и в первый раз сформулировать для себя и по-своему проблему инновации.

В ходе анализа экспертных заключений сотрудников ГЦПТ была выявлена характерная особенность всех коммуникаций на разных деловых площадках «Интерры’09», – разноречивость суждений выступающих экспертов относительно сути инновации, отсутствие единой трактовки этого понятия даже в пределах одного коммуникативного поля.

Были определены несколько позиций в интерпретации инновации:

1. Позиция академического знания. Поскольку научная мысль привыкла постоянно сравнивать состояние дел за рубежом и в России, то выводы академиков, как правило, содержат в себе презумпцию отставания России от иностранных партнеров вообще и в области инновации в частности. Поэтому инновация с позиции академического знания выступает в роли «маховика догоняющей экономики», призванного сократить разрыв в дистанции между участниками инновационного марафона. Самый простой и действенный способ это сделать – перенять опыт европейских стран, отсюда проистекают проекты и предложения по созданию в России специальных инвестиционных фондов (проф. Аганбегян), бизнес-инкубаторов и инновационной среды.

Инновация наделяется функцией восполнения имеющегося в стране дефицита, удовлетворения необходимых потребностей и разрешения первоочередных проблем внутренней экономики страны, что и продемонстрировал Экспертный симпозиум Форума.
Такой подход к проблеме инновации ярко иллюстрирует выступление М.А. Погосяна об инновационном комплексе страны, инвестиции в который, по его словам, могут сразу разрешить ряд насущных проблем, в том числе проблему безработицы (невостребованности инженерных специальностей). Таким образом, по нашему мнению, инновация с позиции академического знания – это не действие на опережение, не инвестиция в будущее, а латание дыр и возврат долгов.

2. Позиция российского бизнеса (на Форуме её очень четко обозначил В.И. Супрун). Под инновацией понимается только такое нововведение, которое может быть реализовано в короткие сроки, т.е. в период не более двух лет. Интерпретация данного тезиса выводит нас на понимание инновации как всякого нового, не требующего длительной разработки, а значит, не претендующего на появление качественно новых форм, способов, методов в сфере применения этой инновации и, следовательно, на системные изменения в структуре общественных отношений, бытующие в данной сфере и смежных с ней.

Таким образом, понятие инновации с позиции бизнеса тождественно новации (любому новому) и ничему более. Этих новаций может быть десятки тысяч, и каждая из них мыслится изначально, уже на этапе разработки, применительно лишь к отдельной области жизни (культурная, экономическая, социальная инновация) и отрасли экономики, будь то здравоохранение, образование и прочее. Такое понимание есть продукт дифференцированного мышления, при котором невозможно восприятие мира во всей совокупности связей. 
Интерес бизнеса состоит в извлечении прибыли. Стало быть, в процессе разработки и реализации инновационной идеи пристальное внимание (по мнению держателей этой позиции) должно уделяться коммерциализации инновации, извлечению прибыли из инновационного продукта. В случае его продвижения появляется эффект успешности, быстрого возврата инвестиций, что является иллюстрацией общероссийской модной тенденции «коротких денег». Позиция управленца инновационного развития, будь то государство, руководитель бизнес-инкубатора, научный руководитель, сужается до размеров функции менеджера по продвижению и/или продажи инновационного продукта. Таким образом, процесс развития инновационного мышления и появления инновационных идей управленцами отсекается, никто не задумывается над необходимостью взращивания инновационного потенциала, рассчитывая на случай найти своего «гения».

3. Третьей является позиция, находясь в которой, человек мыслит инновацию как нововведение, вносящее коренные изменения в систему, и, как следствие, влияющее на общественные отношения в сфере применения этой инновации и смежных с ней сферах. В этом смысле инновация влечет за собой не просто улучшение имеющегося положения вещей и не восполнение дефицита, а качественные системные преобразования, которые дают огромный прорыв в будущее. Эта позиция, как нам представляется, должна быть наиболее привлекательной с точки зрения управленца, каким, прежде всего, выступает государство. Нам кажется неоспоримым, что именно в его интересах и возможностях – поддерживать такие инновации, которые изначально, на этапе разработки, рассчитаны на коренные системные изменения. 
Однако надо заметить, что исключительно организационными методами, какими на сегодняшний день являются венчурные ярмарки, программы по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность, бизнес-инкубаторы и ЦРИКи при вузах, конкурсы инновационных проектов и т.д. проблему инновации, проинтерпретированную с точки зрения третьей позиции, в России не решить. 
В настоящее время политика государства в области инноваций в основном выстраивается в русле поддержки и коммерциализации новаций, т.е. реализует позицию бизнеса (см. №2). Мысль об инновации как инвестиции в будущее только зарождается и начинает звучать в речах отдельных прогрессивно мыслящих политиков.

Существует еще четвертая позиция – производная общего безосновательного убеждения в том, что инновация – дело молодежи. Её занимают, как правило, представители молодежной политики, которая традиционно строилась вокруг проблем молодежи (наркомании, ВИЧ, алкоголизма и проч.). Соответственно, в этом контексте инновация приобретает привлекательную форму эффективной борьбы с молодежной девиантностью, безвредной и безболезненной утилизацией энергии молодежи.

II. Интерактивная трамвайная экскурсия «Говорящий город» или «Новосибирск. История чувств»

Данная экскурсия, являясь одним из вариантов реализации студенческого проекта «Город Авторов», преследовала цель актуализации в пространстве города темы авторства. Предъявив своё субъективное восприятие города в звуках, шумовых интонациях городской среды, в разговорах и внутренних монологах жителей города и сделав участников экскурсии как бы жителями этого отраженного, сугубо авторского города, разработчики экскурсии совершили первую попытку ликвидации анонимности, свойственной Новосибирску.

Экскурсия была выполнена в формате культурно-образующего путешествия, представляющего собой инновационный способ организации внутреннего туризма, который в городе представлен очень слабо. Отчасти поэтому оригинальная форма поездки на трамвае была расценена в СМИ как событие городского масштаба, положившее начало культурной программе форума, а именно – фестивалю уличных театров «Три вороны».

Выводы: проанализировав результаты экскурсии, отклики участников (СМИ, интернет-ресурсы, личные контакты), разработчики проекта приняли решение сделать данное мероприятие периодически повторяемым для различной аудитории. При этом сценарий экскурсии должен быть открытым для посетителей – каждый из них может внести в него в качестве дополнения свою собственную городскую историю (как вариант – в собственном исполнении), которая будет обработана разработчиками проекта и включена в сопроводительную аудиозапись. 

III. Межвузовская площадка ГЦПТ «НооГен-технология – ресурс инновационного развития города и региона»

Площадка работала 11 сентября над проблемой изобретения метода реализации инновации в России. Основная задача проведения этого мероприятия состояла в том, чтобы показать участникам – продвинутой молодежи – возможности технологии интерактивного моделирования в контексте проблем инновационного развития и, прежде всего, коммуникативные возможности технологии. На этапе разработки площадки предполагалось создать такие коммуникации, которые стали бы для участников образцом содержательной, продуктивной коммуникации, в ходе которых произошло бы появление новых точек зрения и проявление позиций в отношении рассматриваемой проблемы.

Тема создания метода реализации инновации в России была выбрана не случайно.

Во-первых, проблема реализация инноваций является актуальной и интересной для всех участников Форума.

Во-вторых, эта тема отвечала главному требованию НооГен-технологии, поскольку была сформулирована в духе неразрешаемых задач, требующих серьезной онтологической работы.

В-третьих, у старшего поколения (экспертов) не было готовых решений, способных устыдить слабые «потуги» молодых участников. Тем более что на сильную позицию молодежи, подкрепленную опытом реализации инновационных проектов, рассчитывать не приходилось.

Поэтому для актуализации проблемы инновации в России было предусмотрено некоторое «введение» в проблемную ситуацию. Всем желающим было предложено высказать свои суждения относительно ситуации, сложившейся в России в сфере инновации.

Изначально предполагалось организовать процесс работы на площадке в два цикла. В первом цикле должна была происходить работа над решением задачи в малых группах, а затем результаты должны быть предъявлены на первичное слушание. Во втором цикле «сырые» идеи, наработки и прочие результаты работы в группах должны были уточняться, развиваться, оформляться в стройную схему или теорию и подвергаться окончательной публикации на итоговом слушании. По итогам работы площадки в целом планировалось провести рефлексию с целью выявления позиций и существенных отличий в ответах групп.

В действительности все произошло по-другому. Выступление экспертов заняло намного больше времени, чем предполагалось, соответственно работа в малых группах началась на час позже запланированного времени. В связи с тем, что для большинства участников площадки формат работы и технология построения коммуникации были непривычны, координаторам групп приходилось посвящать участников в суть технологии, разрушая при этом стереотипное восприятие и установки как относительно существа проблемы, так и коммуникации как таковой.

Общее заседание по итогам первого цикла выявило большой интерес к поставленной проблеме со стороны участников площадки. Вопросы, дискуссии вокруг докладов групп продолжались вплоть до конца площадки и не оставили времени на второй цикл.
Итогами работы необходимо считать следующее:

  • анализ ситуации смогли произвести не только признанные эксперты, но и молодые участники площадки;
  • все группы сделали уникальные доклады;
  • большинство докладчиков было из внешних, вновь пришедших людей;
  • дискуссии проходили очень активно: большинство молодых участников смогли высказать свое мнение.

Что необходимо сделать для улучшения работы площадки:

  • увеличить время работы площадки до двух дней;
  • более интенсивно вовлекать молодежь в коммуникацию;
  • для подведения итогов сформировать команду более опытных в технологии участников.

IV.Туристические инновационные проекты, представленные Международной экспертной комиссии по туризму «Инновации и инвестиции в туризме». 

1. «Культурно-образовательное путешествие» (Федотова Ольга, Козлова Наталья)
Данный проект был апробирован в Санкт-Петербурге, Москве, республике Хакасия. Наблюдались следующие эффекты:

  • самоопределение и взросление участника за счет ежедневных постановок личных и групповых задач;
  • развитие навыков ориентации в пространстве и получение опыта освоения нового незнакомого пространства за счет выполнения самостоятельных исследовательских заданий;
  • формирование субъектного отношения к себе, городу, окружающей действительности за счет вечерних рефлексий, обмена впечатлениями, выражения собственных мыслей и авторских идей;
  • появление опыта анализа и эксплицирования увиденного и услышанного за счет участия в инсталляциях, мастер-классах, постановках, флэш-мобах и др.;
  • получение нового инструментария для освоения информации и приобретения знаний за счет неформальных встреч, диалогов с интересными, образованными людьми города;
  • реализация своего потенциала в пространстве города за счет активного вовлечения в различные мероприятия городской жизни.

Эта концепция туризма направлена на то, чтобы отдых и путешествия были осознанными и содержательными. Туризм, по мнению разработчиков, должен быть направлен не на показ новых мест в мире, а на научение навыкам постижения чужой культуры, формирования другой потребности в отдыхе, а самое главное – взращивание притязательного потребителя.

2.«Новосибирск – город Авторов» (Пысина Александра, Безрук Дарья)

Проект находится в процессе частичной апробации и нацелен на формирование у человека целостного образа города, на построение симметричных субъектных отношений «город – человек», на преодоление потребительского отношения со стороны горожан. Предполагаемые эффекты:

  • изменение самоощущения человека в пространстве города;
  • целостное восприятие культурного и исторического контекста города;
  • расширение культурной идентичности.

Разработчики проекта предполагают, что одним из основных способов сформировать активную позицию горожан может быть постановка каждого человека в позицию авторства по отношению к городу.

По оценкам экспертов, представленные разработки ГЦПТ носят концептуальный характер, качественно отличаются от проектов других участников, задают перспективу не только самим себе, но и культурно-образовательному направлению развития туризма в целом. Как результат – Лига музеев Новосибирска вышла с инициативой и предложением к ГЦПТ разработать совместно крупномасштабный проект, реализующий основные проектные идеи и технологии ГЦПТ и нововведения в сфере музейного дела.

V. Конкурс инновационных проектов «Молодежный Конвент»

В выставке арт-объектов инновационных проектов, наглядно демонстрирующих принцип действия или суть разработки или идеи, приняли участие:

1.Социальный проект: газета «Молодежный курсив» (Шулепова Софья), созданный в рамках Молодежной креативной группы Авторской школы «НООГЕН».

Это некоммерческое периодическое ежемесячное молодежное издание (газета), рассчитанное на детей и подростков 12–18 лет. Проект призван помочь современному ребенку и подростку быть успешным, образованным, интеллектуально развитым в современном мегаполисе и реализовать свой потенциал через потенциал города. Издание призвано способствовать взрослению и самоопределению подростка, появлению самостоятельности, развитию ответственности за начатое дело; может быть ресурсом в решении проблемы поколенческого разрыва, преемственности поколений, о которой говорят как взрослые, так и дети. Впервые молодежное издание (разработка концепции, производственный цикл и реализация) полностью организуется самими детьми. Предполагается, что газета «Молодежный курсив» станет инициатором открытых обсуждений, круглых столов, семинаров по вопросам жизни в городе, участниками которых станут представители власти, директора, учителя, родители и молодежь.
Проект был представлен концептуальным арт-объектом в виде шести лестниц с надписями «ГЦПТ» и «НООГЕН», которые могут вариативно конструироваться в виде модулей и демонстрировать идею перспективного развития, роста, совершенствования, креативного взаимодействия города и человека.

2. Технический проект «Ветрогенератор карусельного типа» (Марюшко Егор)

Основной установкой ветрогенератора является ось вращения, на которой расположены лопасти, конструктивная особенность которых заключается в методе крепления на них рабочей плоскости ветряка (паруса). Крепление производится посредством торсиона – металлического стержня, воспринимающего нагрузки на скручивание, за счет чего обеспечивается оптимальное положение паруса относительно ветра.

Преимущества данной конструкции: 

  • отсутствие больших скоростей вращения снижает уровень шума, производимого ветроустановкой; 
  • расположение генерирующих и управляющих агрегатов в основании упрощает возведение конструкции и дальнейшее ее обслуживание; 
  • сравнительный анализ с установкой похожей конструкции показывает на диаграмме более эффективное использование энергии потока воздуха.

На Конвенте была представлена презентационная модель ветрогенератора с сопроводительной информацией. Данный проект находится теперь на стадии инженерных разработок, требующих подключения другого, дополнительного ресурса.

Таким образом, ГЦПТ принял участие в Первом международном молодежном инновационном форуме «Интерра’09» в четырех основных позициях, СООБРАЗНО четырем ЗАЯВЛЕННЫМ ФОРМАТАМ САМОГО ФОРУМА:

  1. Эксперт
  2. Организатор межвузовской площадки 
  3. Организатор культурного мероприятия
  4. Участник конкурса молодежных проектов.

Вся деятельность ГЦПТ в рамках Форума широко освещалась в СМИ:

  1. Муниципальное телевидение РБК 21 канал, 7 сентября, сюжет в новостном выпуске о ветродвигателе, о МАУ «Городской центр проектного творчества» (ГЦПТ), интервью научного руководителя ГЦПТ Асиньярова Г.З., интервью директора ГЦПТ Андреевой Н.А.
  2. Муниципальное телевидение РБК 21 канал, 11 сентября, сюжет в новостном выпуске о межвузовской площадке «НооГен-технология – ресурс инновационного развития города и региона». Интервью И.Е.Терехова, руководителя комитета по труду департамента промышленности, предпринимательства и инновации мэрии Новосибирска, интервью научного руководителя ГЦПТ Асиньярова Г.З., интервью директора ГЦПТ Андреевой Н.А.
  3. Телеканал «Сити-местный», 11 сентября, сюжет в новостном выпуске о межвузовской площадке «НооГен-технология – ресурс инновационного развития города и региона». Интервью И.Е.Терехова, руководителя комитета по труду департамента промышленности, предпринимательства и инновации мэрии Новосибирска, интервью научного руководителя ГЦПТ Асиньярова Г.З., интервью директора ГЦПТ Андреевой Н.А.
  4. Муниципальное радио «Городская волна». Репортаж о межвузовской площадке «НооГен-технология – ресурс инновационного развития города и региона», 11 сентября в выпуске новостей. Интервью И.Е.Терехова, руководителя комитета по труду департамента промышленности, предпринимательства и инновации мэрии Новосибирска, интервью методиста МАУ «Городской центр проектного творчества» Анциферова С.В.
  5. Радио «Маяк» (ВГТРК), 10 сентября, комментарий научного руководителя ГЦПТ Асиньярова Г.З. о форуме «Интерра» и участии МАУ «ГЦПТ»
  6. Радио «Слово». Беседа с журналистом Людмилой Смирновой, 12 сентября, хронометраж – 30 минут. Информационный повод – культурно-образующее путешествие на трамвае «Новосибирск. История чувств» (09.09.09, 21.00). В передаче разговор шёл не только о путешествии, но и о проекте ГЦПТ «Город Авторов» и в целом о работе ГЦПТ в рамках программ департамента промышленности, предпринимательства и инновации мэрии Новосибирска.
  7. Сайт Academ.info. 10.09.2009. Статья Татьяны Ряховской и фоторепортаж Алексея Зырянова «09.09.09, 9 часов вечера: «Новосибирск. История чувств»
  8. СибКрай.ру. 18:00 | 10.09.2009. Статья «Пассажиры необычного трамвая смогли услышать чувства города». Ссылка на Academ.info.
  9. Сайт НГС. Пресс-НГС.ру. Анонс. 9 сентября 2009 года. Трамвайная экскурсия по ночному городу «Новосибирск. История чувств»
  10. Сайт «Справочник покупателя». . 09 Сен 2009. В рубрике «Новости» заметка «В ночь на трамвае»
  11. Сайт «Город Гид». http://www.gorodgid.ru, 9 Сентябрь '09 Анонс. Степан Звездин, «Ночная трамвайная экскурсия открывает уличные безобразия».
  12. Сайт НГС. Пресс-НГС.ру. Анонс. 11 сентября 2009 года. Открытие межвузовской площадки «НооГен-технология– ресурс инновационного развития города и региона»
  13. Газета «Студенческий город». 17 сентября 2009 г. Статья.
  14. Газета «Континент-Сибирь». 18 сентября 2009 г. Статья.

КАМПУС продолжается! Мы приглашаем всех резидентов и их родителей на нулевое занятие «Пятой смены» Кампуса!

«Пятая смена» Кампуса – это индивидуальная работа наших специалистов с каждой проекторной командой. Сценарии работы с проектами могут быть разными, все зависит от логики проекта и целей команды.

Нулевое  занятие для всех

 

  • кто оформил заявку  https://clck.ru/S8BqV
  • и желает продолжить работу над своим проектом кто хочет стать участником отраслевой олимпиады или конференции
  • кто готов получить грант/поддержку инвесторов
  • сделать прототип
  • что-то ещё, чтобы проект жил и развивался

 

Вариантов дальнейшего движения может быть много. Какой из них подойдет именно вам, об этом поговорим на нулевом занятии.

Занятие индивидуальное - с каждой проектной командой персонально.
Занятие длится час в виде консультации.

 

 

Детская фабрика игрушек – проект, который изначально задумывался как производство, на которое может прийти подросток и применить на практике уже имеющиеся у него знания и навыки. Еще два года назад мы видели, что компетенции школьников значительно выросли: школьник вначале 2010-х и сейчас – это разные школьники.

Качественные изменения в компетенциях молодежи произошли благодаря внедрению специализации в школьную систему образования, благодаря дополнительному техническому образованию и участию детей в престижных отраслевых олимпиадах. Сейчас учащийся физмат школы или 15-летний участник международных отраслевых соревнований – ценный кадр для высокотехнологичных производств и it-компаний.

Мы подумали, что возросшие компетенции школьников можно применять уже сейчас, предоставляя им достойную альтернативу сезонных подработок в сфере городского благоустройства и общепита.

Мы договорились о том, что Детская фабрика игрушек станет местом, где школьник может реализовать себя, получать реальный трудовой опыт и наращивать свои компетенции, чтобы уже более осознанно и взвешенно подойти к вопросу выбора профессии.

 

Где можно поиграть в наши игрушки?

Игрушки «Детской фабрики игрушек» пока доступны только зрителям театра «Глобус». Ближайшая встреча с нашими играми возможна 12 декабря. В этот день будут показывать «Злыдня-Зловредня в Коробочном царстве».

После Нового года мы играем в игры и игрушки

4 февраля – после спектакля «Гуси-лебеди»  

25 и 26 февраля – снова после «Злыденя-Зловреденя»

27 и 28 февраля – после спектакля «Перья и хвосты»  

 

Почему мы играем в игры только в театре?

Наши игрушки мы называем контекстными, это значит, что они «работают» в связке с культурным текстом. В случае с театром таким текстом выступает спектакль, поэтому наши игры  «играются» в игровой гостиной театра сразу после спектакля, когда впечатлений у зрителей много.