Дополнительное образование: разговор с Вячеславом Гергертом
Дополнительное техническое образование за последние 7-8 лет сильно поменяло ситуацию в образовании детей. Сейчас мы не можем представить себе рынок образовательных услуг для школьников без курсов программирования, дизайна, робототехники и электроники.
Мы задались вопросом, как же массовое увлечение техническим творчеством и современными технологиями отразились на уровне подготовки школьников? Есть ли существенные приращения в компетенциях абитуриентов, проходивших обучение на популярных курсах?
Мы поговорили с руководителем Лаборатории электроники и робототехники Вячеславом Гергертом и преподавателями его школы о современных школьниках и о роли дополнительного технического образования в системе подготовки кадров.
Надо сказать, что наши вопросы носили несколько провокационный характер. Задавая вопрос из ряда «кошелек или жизнь» – всестороннее развитие детей или все-таки подготовка кадров для цифровой экономики – мы нисколько не умоляли значимости школ дополнительного образования, как места где развивают детей, дают возможность пробовать, ошибаться и искать себя в разных направлениях. Мы хотели выяснить позицию преподавателей и реальную возможность капитализацией молодежного потенциала в регионе.
- Вячеслав Викторович Гергерт, преследует ли дополнительное образование и в частности «Лаборатория электроники и робототехники» задачу подготовки кадров?
- Нет, не преследует. Мы работаем на максимальное расширение инженерного кругозора учеников. В процессе этой работы учащиеся могут несколько раз менять профиль своих интересов и в итоге, некоторые из них, будучи студентами, становятся профильными специалистами. Но это единичные случаи.
- Что препятствует капитализации молодежного потенциала?
- Дело в том, что школьники не умеют работать, организовывать свою самостоятельную деятельность. Нужно учить детей самоорганизации, трудовой дисциплине, умению работать.
Опрос среди преподавателей школы показал, что причиной невозможности готовить технические кадры в учреждениях дополнительного образования является приоритет школы.
Школы технического творчества испытывают серьезную конкуренцию со стороны школы в борьбе за внимание детей. Подростки в 9 классе и старшем звене имеют большую учебную нагрузку и волей-неволей выбирают школу, а не кружок робототехники, даже если он очень интересный.
Следующей причиной является низкая мотивация самих школьников к работе и финансовой независимости. Так уж сложилось в современном мире, что период взросления растянулся у молодого человека до 24-25 лет. Только к окончанию Вуза к человеку приходит мысль: «Как деньги заработать?!».
Причина низкой мотивации у подростков на капитализацию своих компетенций кроется ещё и в психологических задачах возраста. Подростковый возраст – это то самое благодатное время, когда нужно выбрать и не ошибиться со своим профессиональным путем. Проблема профессионального самоопределения переживается детьми остро. Они ищут себя в разных направлениях, поэтому так не последовательны в своих действиях и предпочтениях.
Означает ли все вышесказанное, что учреждения дополнительного технического образование не имеют возможности готовить технические кадры? Мы будем дальше разбираться с этим вопросом, а пока ответ скорее «нет», чем «да».