Мышление – это и есть инновация

Недавно замечательный молодой журналист Маргарита Логинова подготовила материал об одном из ключевых направлений деятельности ГЦПТ. Хотите увидеть нас немного со стороны, глазами опытного и вдумчивого исследователя? Тогда вот оно перед вами – одно из наших отражений. 

 

ыв

Если зайти в новосибирский Городской центр проектного творчества (ГЦПТ) в разгар проектной сессии, шансов сходу разобраться, что тут происходит, почти нет. Дети, собравшись небольшими кучками, исчерчивают листы ватмана стрелочками и схемами — пока только им понятным способом организуют результаты совместного мозгового штурма. Взрослые кураторы с хитрым видом наблюдают со стороны. Они уже сделали свое дело, задав ученикам парадоксальную задачу — придумать способ зарабатывать деньги на информации в мире, где вся информация бесплатна. За три дня проектной сессии восьми- и девятиклассники должны презентовать альтернативную экономику информационного пространства.

 

Задачи без решений

Зарабатывать деньги на бесплатной информации может только тот, кто умеет ее интерпретировать, предполагает одна группа. Медиахолдинг должен обслуживать интересы более крупного холдинга, производящего, скажем, чайники, — считает другая.

«Ничего плохого про эти чайники медиахолдинг сообщать не станет, за это и будет получать деньги от чайникопроизводителя». Дети пока не догадываются, что своими идеями довольно точно отражают повсеместное положение дел в индустрии.

В этом и есть прелесть парадоксальности, считает руководитель ГЦПТ Надежда Андреева. Бросая все интеллектуальные силы на решение задачи, у которой может вовсе не быть единственно верного решения, дети разбираются с устройством мира, перестают быть пассивными потребителями знания, становясь буквально его изобретателями. Самым остроумным проектом сессии оказывается проект санатория для инфоманов. По замыслу авторов, попадая в этот санаторий, измученный телевидением, газетами и интернетом человек добровольно оказывается в информационном вакууме. То есть платит он не столько за информацию, сколько за ее отсутствие.

 

Мыслить свободно

— Мы организуем процесс распредмечивания, — рассказывает Андреева. — Имеем ли мы дело со знаниями в рамках классической концепции или с общим местом в науке, с областью сплошного незнания или с предрассудками, мы определяем предпосылки, основания и строим концепты. Но это лишь технологические элементы. Все делается для того, чтобы активизировать личностный ресурс, творческие силы ребенка, высвободить его мышление из оков обыденности.

Проблематизация и распредмечивание— элементы инновационной образовательной технологии «НооГен», появившейся в начале1990-х в Красноярске, а в 2002-м в Новосибирске.

n.a.

— Прежде чем передавать знания, их нужно распредметить, — объясняет автор технологии, научный руководитель ГЦПТ Геннадий Асиньяров. — Другими словами, надо воссоздать в образовательной практике те условия, в которых знания рождаются и где происходит их переосмысление. Ведь если транслируются только готовые алгоритмы действий, приводящих к результату, мышление не востребуется.

Образовательные технологии «НооГена» могли бы оставаться широко известными лишь в узких кругах, если бы не попали в поле зрения авторов городской целевой программы «Развитие наукоемкого производства и инноваций в промышленности Новосибирска до 2020 года».

— Новой экономике нужны новые кадры. Люди, имеющие особое мировоззрение, самостоятельное мышление, умеющие генерировать новые способы организации деятельности. Школа и вуз дают слишком стандартизированное образование, — говорит Надежда Андреева. — Мышление — это и есть инновация. На мой взгляд, инноваторы — это не лидеры, а пассионарии. Они часто воспитываются вопреки массовому образованию —дома, если видят проявления гражданственности и нравственного выбора, в сообществе, занятом большим созидающим делом. Мы надеемся, что и наши дети станут пассионариями.

Программу «Ранняя подготовка инновационных кадров» ГЦПТ реализует с 2008 года. Будущие «новые кадры» решают парадоксальные задачи, создают собственные проекты, получают экспертную оценку и общаются с профессионалами, посещают тренинги личностного роста и творческие мастерские. Задачи программы — вырастить людей, «которые в будущем смогут претендовать на то, чтобы возглавить управление разными инновационными сферами города или создать новые ниши сервисов для людей». До управления им еще расти и расти, но жажда действий берет свое — и дети пытаются изменить город.

 

Пространство изменений

— Если поставить перед детьми парадоксальную задачу придумать игру, в которую играет весь город, а игроком является двор, то они начинают разбираться, что такое двор как структурная единица, как сделать, чтобы все играли, договариваются о правилах, придумывают сюжет, — говорит Андреева. — На примере игровой ситуации они понимают, как должны быть устроены связи в городе.

Результатами размышлений над подобной задачей становятся проекты по улучшению городского пространства и отношений между горожанами: трамвайная экскурсия «Новосибирск. История чувств», которую ГЦПТ представил в рамках Interra 2009, сквер необычных вещей во дворе самого центра, сделанный его воспитанниками во время летней практики, экскурсия для малышей по зоопарку, воркшоп «Связи» в сквере за Оперным театром и многое другое.

Примечательно, что из этой бурной деятельности руководители ГЦПТ не хотят исключать родителей, которые своим зачастую более чем традиционным  взглядом на воспитание могут только мешать взращиванию мыслящей элиты.

— Мы не хотим, чтобы родитель говорил«Заместите меня»вместо того, чтобы сказать «Научите меня делать так же», — поясняет Андреева. — Мы придумываем формы совместного творчества.

На открытой панельной дискуссии «Со-Творчество и Со-Трудничество в детском образовании» в рамках Interra 2013 родители и эксперты обсудят, как организовать плодотворное взаимодействие всех, кто занимается воспитанием и образованием детей. А сразу после дискуссии дети и родители смогут воплотить эти идеи на воркшопе: создадут большой арт-объект из автографов, сделают символ нынешнего форума — подсолнух, поиграют в подвижные игры. В общем, вместе займутся тем, чему редко находится время в повседневности и что на деле оказывается инновационной практикой воспитания и образования.

 

Открыт набор на программу:  «Ранняя подготовка инновационных кадров».

Задать появившиеся вопросы вы можете по телефону: 220-43-55

 

*материал был написан специально для Interra Daily 

Мышление – это и есть инновация
Мышление – это и есть инновация
05.04.2018

3 апреля в школе № 66 в рамках форсайт-марафона к 125-летию города Новосибирска прошла первая форсайт-сессия для учащихся восьмых классов. Ребятам была предложена задача: придумать, как будет устроен город , если в этом городе будут жить только дети.

 

Дети с большим энтузиазмом решали задачку. Впервые им представилась возможность  самим определять, как передвигаться по городу, какие места посещать, где гулять, где жить и как развлекаться. На сей раз, строгий и заботливый, взрослый отдыхает, его просто не пустили на время в мир, который принадлежит ребенку.

 

А теперь, господа взрослые, а также их родители, хотели бы вы послушать, как на самом деле хотят жить наши дети, и какой образ будущего они рисуют в своем воображении? Если да, то тогда пристегнитесь!

29.03.2018

Дорогие друзья, совсем скоро в Городском центре стартует марафон форсайтов, приуроченный к празднованию 125-летия со дня основания города  Новосибирска. Мы не могли оставаться в стороне от юбилейного дня города и, размышляя над вопросом «а что же подарить нашему любимому городу», мы пришли к единодушному мнению: мы подарим Новосибирску Будущее! Будущее глазами подростка, многоликое, оригинальное, живое и вдохновляющее! Как мы это сделаем?


Рецепт создания будущего прост, записывайте!

Мы берем старшеклассников, это такие дети, которые вовсе и не дети, а с виду взрослые, но ведут себя как-то странно, им обычно по 13-17 лет.

Затем погружаем их в «специально приготовленную» среду онтологического моделирования. Даем старшеклассникам «задачку открытого типа», которая заведомо не имеет однозначного и правильного решения. Осторожно: на этой стадии идет разрыв шаблонов, глубокое «разоформление», возможно у кого-то «сорвет башню».

23.03.2018

  Форсайт – это такая технология, которая позволяет заглянуть в будущее, посмотреть, а что же будет через 30-50 лет. Вопреки нашим представлениям о времени, будущее не одно, не такое как прошлое, строго определенное и неотвратимое; их – будущего – много. Оно как несколько дорог, выбирай, какая больше понравится! Форсайт, как раз и занимается выявлением этих дорог, он рисует нам возможные образы будущего, исходя из знания о настоящем. Чтобы с наибольшей точностью определить векторы развития, надо иметь четкое и полное представление о нашем настоящем: о вызовах и угрозах, тенденциях и проблемах, неизбежностях и потенциалах современности. Для этих целей разработали множество сложных и  не очень сложных процедур, которые все вместе называются форсайт-технологией, и проводятся они в несколько этапов, которые называются сессиями.

Как  правило, форсайт-сессии – это исключительно взрослое мероприятие для умных и очень умных взрослых, для экспертов  самых разных направлений. Является ли школьник экспертом? Очевидно, нет! Что он может сказать, тем более про будущее?! Он еще маленький, он еще учится. Справедливы возражения: технология сложная, знаний о реальности нет, потому что нет реального опыта взаимодействия с миром. Школьник ни за что не отвечает. Как он может проектировать будущее? Его представления иллюзорны, и все что он спроектирует, будет такой же иллюзией.