Неформальное образование в России, и причем тут мы...

 

В Москве 19 апреля 2018 МАУ «Городской центра проектного творчества» по приглашению АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» принял участие в V Московском международном салоне образования.

На сегодняшний день  Московский международный салон образования (ММСО) — самая масштабная в России выставка  образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений. В этом году в рамках салона прошло около тысячи различных мероприятий. Главной темой салона-2018 стало создание «Новой экосистемы образования».

 В работе салона приняли  участие представители российских и международных образовательных и научных организаций, в том числе ЮНЕСКО, сотрудники федеральных и региональных министерств и ведомств, предприниматели, а также компании, производящие учебное оборудование и программное обеспечение.

На дискуссионной площадке «Комплексная модель неформального образования» обсуждались вопросы перспектив и потенциала российских и зарубежных практик  внешкольного образования.

Руководитель МАУ «Городской центр проектного творчества» Надежда Андреева в числе приглашенных спикеров представляла опыт и разработки Центра и в частности программу «Ранняя подготовка инновационных кадров». Модератор дискуссионной панели Александр Попов, доктор философских наук, генеральный директор АНО ДПО «Открытое образование», обозначил, что благодаря деятельности МАУ «Городского центра проектного творчества», Новосибирск является передовым городом в подготовке инновационных кадров. «Именно Новосибирск, - отметил А. Попов, - раньше, чем все другие города, начал разрабатывать технологии решения задач открытого типа».

Напомним, что задачи открытого типа – это такие междисциплинарные задачи, для решения которых требуется участие экспертов, специалистов разных областей знаний и школьников, и  обязательно «на равных».

В настоящее время Агентство стратегических инициатив в рамках проекта «Навыки будущего» занимается выявлением таких образовательных практик и технологий, которые формируют у школьника компетенции под запрос профессий будущего. И технология создания и решения задач открытого типа рассматривается как одна из перспективных технологий с этой точки зрения. В связи с этим АСИ проявляет интерес к деятельности Городского центра в Новосибирске, расценивая программу «Ранняя подготовка инновационных кадров» как яркий пример неформального образования в России.

Как сообщает сайт Агентства стратегических инициатив, участники панельной дискуссии «Комплексная модель неформального образования»  договорились приравнять неформальное образование к общему и дополнительному образованию. Кроме того, по итогам дискуссии будут разработаны первые шаги по поддержке практик неформального образования в России, чтобы   сделать их конкурентным и использовать их в системе развития и капитализации человеческого потенциала.

Таким образом, 19 апреля 2018 года произошло важное событие для системы российского образования: было признано, что в России помимо общего и дополнительного образования существует множество разнообразных образовательных практик, которые реализуются профессионалами высокого уровня.  Эти практики получили статус неформального образования и в дальнейшем будут закреплены в российском законодательстве как отдельный институт в системе российского образования.

Следовательно, мы можем предположить, что такие практики, как «Ранняя подготовка инновационных кадров» в Новосибирске, «получат конкурентное преимущество и их результаты будут учитываться и приниматься в зачет школьного образования» (руководитель департамента развития новых форм образования направления АСИ «Социальные проекты» Алексей Благинин.)

По итогам состоявшейся дискуссионной площадки Агентством стратегических инициатив к концу 2018 года будет разработан и презентован «Атлас практик неформального образования», и программа «Ранняя подготовка инновационных кадров» МАУ «Городской центр проектного творчества» войдет в этот сборник как лучшая отечественная практика неформального образования от Сибирского федерального округа.

Участие МАУ "ГЦПТ" в ММСО-2018
05.04.2018

3 апреля в школе № 66 в рамках форсайт-марафона к 125-летию города Новосибирска прошла первая форсайт-сессия для учащихся восьмых классов. Ребятам была предложена задача: придумать, как будет устроен город , если в этом городе будут жить только дети.

 

Дети с большим энтузиазмом решали задачку. Впервые им представилась возможность  самим определять, как передвигаться по городу, какие места посещать, где гулять, где жить и как развлекаться. На сей раз, строгий и заботливый, взрослый отдыхает, его просто не пустили на время в мир, который принадлежит ребенку.

 

А теперь, господа взрослые, а также их родители, хотели бы вы послушать, как на самом деле хотят жить наши дети, и какой образ будущего они рисуют в своем воображении? Если да, то тогда пристегнитесь!

29.03.2018

Дорогие друзья, совсем скоро в Городском центре стартует марафон форсайтов, приуроченный к празднованию 125-летия со дня основания города  Новосибирска. Мы не могли оставаться в стороне от юбилейного дня города и, размышляя над вопросом «а что же подарить нашему любимому городу», мы пришли к единодушному мнению: мы подарим Новосибирску Будущее! Будущее глазами подростка, многоликое, оригинальное, живое и вдохновляющее! Как мы это сделаем?


Рецепт создания будущего прост, записывайте!

Мы берем старшеклассников, это такие дети, которые вовсе и не дети, а с виду взрослые, но ведут себя как-то странно, им обычно по 13-17 лет.

Затем погружаем их в «специально приготовленную» среду онтологического моделирования. Даем старшеклассникам «задачку открытого типа», которая заведомо не имеет однозначного и правильного решения. Осторожно: на этой стадии идет разрыв шаблонов, глубокое «разоформление», возможно у кого-то «сорвет башню».

23.03.2018

  Форсайт – это такая технология, которая позволяет заглянуть в будущее, посмотреть, а что же будет через 30-50 лет. Вопреки нашим представлениям о времени, будущее не одно, не такое как прошлое, строго определенное и неотвратимое; их – будущего – много. Оно как несколько дорог, выбирай, какая больше понравится! Форсайт, как раз и занимается выявлением этих дорог, он рисует нам возможные образы будущего, исходя из знания о настоящем. Чтобы с наибольшей точностью определить векторы развития, надо иметь четкое и полное представление о нашем настоящем: о вызовах и угрозах, тенденциях и проблемах, неизбежностях и потенциалах современности. Для этих целей разработали множество сложных и  не очень сложных процедур, которые все вместе называются форсайт-технологией, и проводятся они в несколько этапов, которые называются сессиями.

Как  правило, форсайт-сессии – это исключительно взрослое мероприятие для умных и очень умных взрослых, для экспертов  самых разных направлений. Является ли школьник экспертом? Очевидно, нет! Что он может сказать, тем более про будущее?! Он еще маленький, он еще учится. Справедливы возражения: технология сложная, знаний о реальности нет, потому что нет реального опыта взаимодействия с миром. Школьник ни за что не отвечает. Как он может проектировать будущее? Его представления иллюзорны, и все что он спроектирует, будет такой же иллюзией.