О том, возможен ли город под куполом

 

Школьники Ленинского района попробовали построить Новосибирск как замкнутую экосистему. В рамках программы Ранняя подготовка инновационных кадров 60 участников в течение нескольких дней старались решить задачу «Построить модель Новосибирска, закрытого куполом от внешней угрозы».

Оказалось, что представить, как такое возможно, не так уж просто. Как из большой открытой системы сделать полностью изолированную?

Конечно, есть вполне успешные примеры воспроизведения замкнутых экосистем в малых формах. Кроме того, уже многие годы проводятся эксперименты, когда группы людей проживают в изолированных системах в течение определенного промежутка времени. Однако обе ситуации имеют свое «но». В первом случае – это в основном простейшие системы, несравнимые с городом. Во втором – это временные системы и непонятно смогут ли они существовать постоянно.

Что же с городом? Для начала нужно решить проблемы, касающиеся любой экосистемы, в которой находят живые организмы.

 

Кислород

Практически все группы решили обеспечивать необходимое количество кислорода высадкой деревьев. Оказалось, не все так просто, ведь нужно правильно определить, какие именно деревья высаживать, ведь некоторые виды потребляют за ночь кислорода больше, чем производят за день. Кроме того, что делать, когда в регионе наступает период с коротким световым днем, а деревья сбрасывают листья? Простая высадка большего количества деревьев не поможет, ведь тогда в определенный период кислорода будет слишком много, а это тоже не хорошо.

На третий день одна из групп предположила, что, скорее всего, придется запасать кислород в период, когда его будет вырабатываться максимальное количество, и использовать, когда его будет не хватать.

Были и другие предложения: например использовать водоросли вместо деревьев. Участники исходили из того, что некоторые водоросли вырабатывают значительное количество кислорода и имеют ряд преимуществ перед деревьями.

 

Вода

В полностью изолированной системе количество воды жестко ограниченно, поскольку пополняться ей неоткуда. Хотя, стоит отменить, что и бесследно исчезнуть она тоже не может. Вода проходит всем нам известный круговорот. Тогда у нас нет проблем с водой, или есть?

Здесь важно учитывать, что также как с воздухом, современная жизнь человека и города подразумевает загрязнение и воды. Если в открытой системе существует иллюзия того, что вода – постоянно возобновляемый ресурс, который можно тратить, ведь он постоянно обновляется, то в изолированной системе вопрос встает гораздо жестче. Вне зависимости от того, насколько много воды есть внутри купола, рано или поздно ее станет не хватать, если использовать также,  как мы привыкли.

Все группы согласились, что необходимо максимально снизить загрязнения и расход воды, а  также установить тотальную систему ее очистки для повторного использования (ведь для нормальной жизни человека вода должно быть определенного качества).

 

Пища

Несмотря на то, что участникам очень не хотелось исключать из рациона мясо и продукты животного происхождения, на третий день большая часть групп все же изменила свое решение. В целях экономии пищи и кислорода, из рациона были исключены практически все виды мяса. Часть групп построила полностью вегетарианский город, часть оставила по одному-двум видам животных (в основном не ради мяса, а ради молока, яиц или как часть более сложной пищевой цепочки).

Одна из групп пришла к выводу, что наиболее выгодная система питания – это продукты растительного происхождения + рыба\раки.

Кроме того, участникам пришлось организовать многоуровневые или подземные теплицы, т.к. площади одного Новосибирска было бы недостаточно, чтобы прокормить население города.

 

Энергия

Сложно представить современную жизнь вне энергии. Однако в настоящее время большая часть энергии получается способами, не подходящими изолированной системе. Мало того, что используемые ресурсы иссекаемы, их применение связанно с большим количеством отходов и загрязнения.

Группы пошли вполне очевидным путем, предложив заменить их возобновляемыми источниками энергии. Были предложены схемы использования ветряной и солнечной энергии, однако эксперты усомнились в том, что этого будет достаточно в условиях Новосибирска, где относительно мало ветров и солнце не настолько интенсивно.

В замкнутой системе также непонятно, сможем ли мы эффективно использовать систему ГЭС.

Некоторые попытались найти способы получения энергии из биотоплива, биогаза или движения людей. Несмотря на то, что такие способы действительно работают, вряд ли они смогут покрыть потребности целого города.

 

Отходы

Откровенно говоря, обычный человек вряд ли может представить реальное количество отходов, производимых городом за сутки. На самом деле, вряд ли мы понимаем, какое количество отходов мы сами создаем, например, за неделю. Наверное, это потому что все они волшебным образом исчезают сначала из нашего мусорного ведра, а потом из поля зрения вообще.

В городе под куполом эти аспекты становятся заметнее. Постепенно отходы станут занимать такую площадь, что игнорировать их будет невозможно, а часть, возможно, станет причиной загрязнения почвы, воды, воздуха, а значит и нас.

Несмотря на то, что группам не удалось глубоко проработать эту тему, многие ввели раздельный сбор отходов. Органические отходы шли бы на удобрение почвы их корм скоту, неорганические – на переработку.

 

В основном модели отражали скорее абстрактный город, однако Новосибирск задавал определенные рамки: что делать с рекой, как построить эффективную систему, учитывая разницу светового дня в течение года, как обеспечить продовольствием людей, если в распоряжении только площадь города, где брать полезные ископаемые и материалы, которых нет в Новосибирске и т.п.

05.04.2018

3 апреля в школе № 66 в рамках форсайт-марафона к 125-летию города Новосибирска прошла первая форсайт-сессия для учащихся восьмых классов. Ребятам была предложена задача: придумать, как будет устроен город , если в этом городе будут жить только дети.

 

Дети с большим энтузиазмом решали задачку. Впервые им представилась возможность  самим определять, как передвигаться по городу, какие места посещать, где гулять, где жить и как развлекаться. На сей раз, строгий и заботливый, взрослый отдыхает, его просто не пустили на время в мир, который принадлежит ребенку.

 

А теперь, господа взрослые, а также их родители, хотели бы вы послушать, как на самом деле хотят жить наши дети, и какой образ будущего они рисуют в своем воображении? Если да, то тогда пристегнитесь!

29.03.2018

Дорогие друзья, совсем скоро в Городском центре стартует марафон форсайтов, приуроченный к празднованию 125-летия со дня основания города  Новосибирска. Мы не могли оставаться в стороне от юбилейного дня города и, размышляя над вопросом «а что же подарить нашему любимому городу», мы пришли к единодушному мнению: мы подарим Новосибирску Будущее! Будущее глазами подростка, многоликое, оригинальное, живое и вдохновляющее! Как мы это сделаем?


Рецепт создания будущего прост, записывайте!

Мы берем старшеклассников, это такие дети, которые вовсе и не дети, а с виду взрослые, но ведут себя как-то странно, им обычно по 13-17 лет.

Затем погружаем их в «специально приготовленную» среду онтологического моделирования. Даем старшеклассникам «задачку открытого типа», которая заведомо не имеет однозначного и правильного решения. Осторожно: на этой стадии идет разрыв шаблонов, глубокое «разоформление», возможно у кого-то «сорвет башню».

23.03.2018

  Форсайт – это такая технология, которая позволяет заглянуть в будущее, посмотреть, а что же будет через 30-50 лет. Вопреки нашим представлениям о времени, будущее не одно, не такое как прошлое, строго определенное и неотвратимое; их – будущего – много. Оно как несколько дорог, выбирай, какая больше понравится! Форсайт, как раз и занимается выявлением этих дорог, он рисует нам возможные образы будущего, исходя из знания о настоящем. Чтобы с наибольшей точностью определить векторы развития, надо иметь четкое и полное представление о нашем настоящем: о вызовах и угрозах, тенденциях и проблемах, неизбежностях и потенциалах современности. Для этих целей разработали множество сложных и  не очень сложных процедур, которые все вместе называются форсайт-технологией, и проводятся они в несколько этапов, которые называются сессиями.

Как  правило, форсайт-сессии – это исключительно взрослое мероприятие для умных и очень умных взрослых, для экспертов  самых разных направлений. Является ли школьник экспертом? Очевидно, нет! Что он может сказать, тем более про будущее?! Он еще маленький, он еще учится. Справедливы возражения: технология сложная, знаний о реальности нет, потому что нет реального опыта взаимодействия с миром. Школьник ни за что не отвечает. Как он может проектировать будущее? Его представления иллюзорны, и все что он спроектирует, будет такой же иллюзией.