За 2 часа найти важное в мире, где все важное перемешалось...

21 февраля мы открыли цикл стратегических сессий 2019 года. В этом году в качестве тематической основы мы взяли новую редакцию Стратегического плана устойчивого развития Новосибирска. В этом документе нас, прежде всего, нас интересует тема человеческого капитала в разрезе устойчивого развития территории и места молодежи в системе этих координат. Ценности молодежи - это первое, о чем мы хотели поговорить в этой связи. Что молодые люди считают важным? Что называют своей ценностью, и что на самом деле они демонстрируют?

Участниками сессии были старшеклассники и студенты некоторых новосибирских ВУЗов. Им была предложена такая задача: «Придумать способ обозначения важного в мире, где всё важное перемешалось».  Нет иерархии ценностей, все главное или не главное в равной степени. Вот пойди да разберись...

 

 
Дмитрий Королев, театральный критик, поэт, координатор работы в группе:

Участникам сессии довольно трудно приходиться, потому что у них нет еще серьезного опыта, когда ты понимаешь что нужно выбрать что-то одно и отказаться отчего-то важного для тебя. Без такого опыта трудно понять свои истинные ценности и осмыслять эту категорию как таковую

 

 

Однако это не означает, что не нужно разговаривать с подростками на тему ценностей совсем. Её нужно обязательно актуализировать и пытаться её наполнить разнообразными смыслами, образами, потому что у молодого человека уже есть свое представление о важном, возможно не проявленное, не очевидное для него самого, или возможно слишком поверхностное.

Эта стратегическая сессия дала возможность молодым людям проявить себя, посмотреть на свои ценности со стороны и увидеть, что существует далеко ни одна и даже ни две системы ценностей – одна моя, другая не правильная – их много, и это нормально.


 


Как правило, разговор о ценностях в разновозрастной аудитории выливается в непримиримый и бессмысленный спор с жесткой манифестацией своих позиции и отсутствия какой-либо намека на принятие иного взгляда. Затевая разговор про ценности, мы рисковали.

Нам удалось избежать холивара, прежде всего, за счет удачной постановки. Ребята искали способы выявления и трансляции ценностей, они смотрели на ценности отстранено, как на объект исследования. Конструктивный разговор на опасную тему сам по себе, по мнению экспертов, является большим достижением этой сессии.



Виктор Поповский, архитектор, член Союза архитекторов РФ, доцент НГУАДИ:

Меня порадовало что, несмотря на разность идей, у ребят была нацеленность на создание исчерпывающего решения задачи. Они создали интересные мыслительные конструкции, каждая из них целостная


 


Как вам такой образ: все жители условного мира живут в лабиринте выборов, каждый в своём. Этот лабиринт – плод сознания, в реальности его нет. Житель мира двигается по лабиринту на протяжении всей своей жизни, он ищет выход, который суть познание самого себя. Значит, лабиринт – эта такая штука в голове у каждого жителя, которая специально создана для постижения самого себя.

В лабиринте жителю предлагается выбрать одну из нескольких дверей. Таких дверей может быть две, три, пять, но никогда не одна. Двери – это условное обозначение социальных институтов или образов жизни, которые несут в себе ценность: семья, карьера, религия, творчество, общение. Житель делает выбор в пользу одной двери, это и будет его ценность. Каждый житель мира в момент своего выбора определяет, будет ли социальный институт для него ценностью или нет.

 


Интерпретируя эту модель мира, эксперты заметили, что в ней, как и в культуре нашего мира есть многое, через что культура себя определила. Тогда вопрос: а есть ли в пространстве этого лабиринта такие пустоты, которые еще не определены, не названы, но которые, если повезет, можно разглядеть, определить и выбрать? Иными словами, возможно ли создание чего-то нового или определение не очевидного? Если возможно, что тогда произойдет: выход будет найден быстрее или не найден совсем? Что случится с самопознанием?


 

Звучали также иные не менее интересные идеи, которые будут проанализированы экспертным сообществом, и представлены художниками в арт-объектах в конце мая.


19.03.2019

Это общий вопрос, ответ на который мы будем искать на очередной стратегичекой сессии 20 марта в Городском центре проектного творчества.

На этот раз мы будем разбираться с темой гражданского самосознания молодежи. Надо признать, что для нас эта тема сложна и неудобна, потому что, во-первых, ни один из разработчиков не имеет опыта политической деятельности, а, во-вторых, проявление гражданской позиции имеет неоднозначную оценку в обществе.

Чаще мы сталкиваемся с политическим нигилизмом, неодобрение, недоверием к тому, кто активно демонстрирует свои взгляды. Эта тема коварна, поскольку обыватель никогда точно не знает, является ли, скажем, митинг у стен правительственной организации действительно выражением воли и гражданской позиции собравшихся, или же это провокация: кем-то спланированное и оплаченное мероприятие. Существуют ли в России «безопасные» места, способы и формы выражения гражданской позиции, а если нет, может быть их стоит придумать?

28.02.2019

21 февраля мы открыли цикл стратегических сессий 2019 года. В этом году в качестве тематической основы мы взяли новую редакцию Стратегического плана устойчивого развития Новосибирска. В этом документе нас, прежде всего, нас интересует тема человеческого капитала в разрезе устойчивого развития территории и места молодежи в системе этих координат. Ценности молодежи - это первое, о чем мы хотели поговорить в этой связи. Что молодые люди считают важным? Что называют своей ценностью, и что на самом деле они демонстрируют?

Участниками сессии были старшеклассники и студенты некоторых новосибирских ВУЗов. Им была предложена такая задача: «Придумать способ обозначения важного в мире, где всё важное перемешалось».  Нет иерархии ценностей, все главное или не главное в равной степени. Вот пойди да разберись...

29.01.2019

Городской центр проектного творчества приглашает старшеклассников и студентов принять участие в конкурсе на БЕСПЛАТНОЕ обучение в программе «Ранняя подготовка инновационных кадров». 

Участники программы пройдут уникальный образовательный курс из 6 форматов, в рамках которого будут

-решать проектные задачи,
-разрабатывать концепции и идеи,
-участвовать в лекториях,
-управленческих и профориентационных тренингах,
-практикумах,
-исследовательских модулях.

Участники форматов столкнутся с парадоксами и мыслительными трудностями, требующими неординарного подхода, пересмотра собственных и выработки новых способов мышления.

Участники программы смогут разобраться в сущности базовых понятий, наполнить их своими смыслами, сформировать фундамент своего мировоззрения.