Зачем ошибаться в лекциях?

 

Как читать лекции школьникам и студентам, чтобы внимание сохранялось, а слушатели не просто отсиживали время, но действительно разбирались в материале? Последнее время, все чаще при описании тех или иных форматов, используется слово «интерактивный» (т.е. предполагающий активное взаимодействие). Такая возможность действительно дается: на выставках можно потрогать пару экспонатов, а на лекциях задавать вопросы.


Если с выставками такой формат работает хорошо, то на лекциях обычно все только слушают лектора, вопросы задают редко, а концентрация теряется минут через  15, даже если интересно.  Возможно, на лекциях необходимо задавать дополнительные условия, которые будут вовлекать участников не просто в пассивное слушание: например, попросить их найти ошибки. О новом формате интерактивных лекций «Сыр» мы поговорили с лекторами и организаторами.

 

Маргарита Романенко, к.б.н., научный сотрудник лаборатории бионанотехнологий НГУ, младший научный сотрудник отдела флавивирусов и вирусных гепатитов ГНЦВБ:

Предложение об участии в формате, меня заинтересовало. Моя задача – придумать такие ошибки, которые были бы понятны просто из моего рассказа, поэтому стратегия – сначала рассказать, а через пару слайдов опровергнуть примерами. Неоспоримый плюс формата – повышение внимательности к материалу. Необходимость улавливать ошибки во время лекции, а не задавать вопросы после, еще больше сосредотачивает слушателя, они полностью погружаются в лекцию. Для лектора это также способ сосредоточиться на своей лекции, ведь здесь не должно быть незапланированных ошибок ни при подготовке, ни в рассказе.

Тема моей лекции: «Вирусы: гонка вооружений». Материал, о котором я говорю, довольно сложный. Последний раз большую часть аудитории составляли школьники 8-ых классов. К моему удивлению, одна команда смогла найти четыре ошибки из пяти, это очень здорово.

 

Софья Пантелеева, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории поведенческой экологии сообществ Института систематики и экологии животных СО РАН:

Я действительно оценила идею лектория – мне нужно было сделать такие ошибки, чтобы они могли быть отгаданными, но в то же время ухитриться их спрятать. Тема моей лекции была посвящена тому, как образуются условные рефлексы, и как научение изменяет наше поведение. Это сложный, но интересный материал, который можно сопоставить с вещами, близкими современным школьникам и молодежи. Например, домашними заданиями или социальными сетями.

Когда тебя внимательно слушают и ловят каждое слово – это очень приятно. Мне кажется, нужно распространять такой формат. Я попробую провести такую лекцию со своими студентами и сравнить, сколько они запоминают из обычной лекции, и сколько из такой?

 

Михаил Моисеев, начальник отдела информационно-правовой поддержки программ и проектов МАУ ГЦПТ:

Здесь фишка не в том, чтобы загуглить правильные ответы или знать материал, здесь все дело во внимательности и умении соотнести материал, понять логику, ведь чаще всего лекторы сначала говорят что-то, а потом допускают ошибку, противореча собственному высказыванию. Предварительные знания здесь не так важны.

Учителя отмечают, что такими внимательными они учеников не видели давно. Благодаря организации формата, человек чувствует себя абсолютно по-другому: он чувствует себя не просто потребителем информации, он с ней работает, с ней взаимодействует, работает в команде, делает предположения на основе собственного понимания. Когда лектор раскрывает ошибки, он повторно объясняет и разбирает информацию, таким образом, материал прокручивается еще раз и значительно лучше запоминается. 

14.02.2018

Напомним, 8 февраля Новосибирск широко отмечал  День Российской науки.  Самой большой площадкой знакомства с наукой для детей и юношества стала ГПНТБ СО РАН.

 На этот раз посетителей библиотеки ждали не только привычные лекции и выставки, но и научные эксперименты, флэшмоб, сеанс международной радиосвязи, воронка Кеплера, научный телекинез и другие удивительные объекты и научные практики. Такие интерактивные форматы позволяют соприкоснуться с фантастическим миром науки, делают ее понятной и близкой.

Одним из самых ярких событий стало Тесло шоу, которое показывал Городской центр проектного творчества совместно с Авторской школой «НооГен».

«Было проведено целых 8 показов за 5 часов! И каждый раз зал был набит до отказа, - рассказывает руководитель Городского центра Надежда Андреева, - мест не хватало, в коридоре выстроилась очередь желающих попасть на выступление. Родители с детьми, профильные и обычные классы из города и региона, сотрудники библиотеки, - все отмечали зрелищность и необычность подачи сложных научных практик. Сказать по правде, мы не ожидали такого аншлага».

06.02.2018

Друзья, приглашаем вас принять участие в интереснейшем городском событии: 8 февраля в ГПНТБ пройдет День Российской науки. 

Городской центр проектного творчества совместно со школой «НооГен» представит вашему вниманию театрализованные эксперименты с катушкой «Тесла». Вы увидите как молния – могущественное и разрушительное явление природы – может быть создана в лабораторных условиях; как человек может приручить молнию и повелевать ею. Опыты с электричеством безопасны для детей и оборудования.

Мы приглашаем вас принять участие в нашем зрелищном эксперименте и гарантируем – равнодушных не останется. После шоу разрешается задавать много вопросов, чем больше, тем лучше – мы с удовольствием ответим на все. Наши экспериментаторы любят любознательных детей, потому что они сами увлеченные люди: они знают все или почти все об альтернативной энергетике, сами конструируют и создают оборудование.

Хотите совершить маленькое путешествие в мир электричества, получить знания из уст ученых-практиков? Тогда приходите к нам на «Тесла шоу» 8 января, на 5 этаж ГПНТБ  с 12:00 до 14:00.

24.11.2017

 

13 ноября 2017 г. в СО ГПНТБ учащиеся школ Академгородка получили дипломы выпускников программы «Ранней подготовки инновационных кадров».

 

В 2015 году специалисты методического отдела Городского центра специально для этих ребят разработали программу, которая предполагала формирование компетенций, необходимых для будущих представителей творческих профессий и управленцев.

 

«В начале программы, - вспоминает научный руководитель Центра Геннадий Асиньяров, - был проведен конкурс среди учащихся школ, и спрогнозированы перспективы обучения набранной группы ребят. Состав оказался крайне неоднородным, и поначалу вызвал некоторое разочарование команды Городского центра, поскольку ожидания от представителей Академгородка были очень высокими. Пришлось скорректировать программу под сложившуюся ситуацию и усилить ее компоненты, направленные на социальное развитие. А блок программы, ориентированный на развитие научного мышления, был сдвинут на последний этап».