Зачем ошибаться в лекциях?

 

Как читать лекции школьникам и студентам, чтобы внимание сохранялось, а слушатели не просто отсиживали время, но действительно разбирались в материале? Последнее время, все чаще при описании тех или иных форматов, используется слово «интерактивный» (т.е. предполагающий активное взаимодействие). Такая возможность действительно дается: на выставках можно потрогать пару экспонатов, а на лекциях задавать вопросы.


Если с выставками такой формат работает хорошо, то на лекциях обычно все только слушают лектора, вопросы задают редко, а концентрация теряется минут через  15, даже если интересно.  Возможно, на лекциях необходимо задавать дополнительные условия, которые будут вовлекать участников не просто в пассивное слушание: например, попросить их найти ошибки. О новом формате интерактивных лекций «Сыр» мы поговорили с лекторами и организаторами.

 

Маргарита Романенко, к.б.н., научный сотрудник лаборатории бионанотехнологий НГУ, младший научный сотрудник отдела флавивирусов и вирусных гепатитов ГНЦВБ:

Предложение об участии в формате, меня заинтересовало. Моя задача – придумать такие ошибки, которые были бы понятны просто из моего рассказа, поэтому стратегия – сначала рассказать, а через пару слайдов опровергнуть примерами. Неоспоримый плюс формата – повышение внимательности к материалу. Необходимость улавливать ошибки во время лекции, а не задавать вопросы после, еще больше сосредотачивает слушателя, они полностью погружаются в лекцию. Для лектора это также способ сосредоточиться на своей лекции, ведь здесь не должно быть незапланированных ошибок ни при подготовке, ни в рассказе.

Тема моей лекции: «Вирусы: гонка вооружений». Материал, о котором я говорю, довольно сложный. Последний раз большую часть аудитории составляли школьники 8-ых классов. К моему удивлению, одна команда смогла найти четыре ошибки из пяти, это очень здорово.

 

Софья Пантелеева, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории поведенческой экологии сообществ Института систематики и экологии животных СО РАН:

Я действительно оценила идею лектория – мне нужно было сделать такие ошибки, чтобы они могли быть отгаданными, но в то же время ухитриться их спрятать. Тема моей лекции была посвящена тому, как образуются условные рефлексы, и как научение изменяет наше поведение. Это сложный, но интересный материал, который можно сопоставить с вещами, близкими современным школьникам и молодежи. Например, домашними заданиями или социальными сетями.

Когда тебя внимательно слушают и ловят каждое слово – это очень приятно. Мне кажется, нужно распространять такой формат. Я попробую провести такую лекцию со своими студентами и сравнить, сколько они запоминают из обычной лекции, и сколько из такой?

 

Михаил Моисеев, начальник отдела информационно-правовой поддержки программ и проектов МАУ ГЦПТ:

Здесь фишка не в том, чтобы загуглить правильные ответы или знать материал, здесь все дело во внимательности и умении соотнести материал, понять логику, ведь чаще всего лекторы сначала говорят что-то, а потом допускают ошибку, противореча собственному высказыванию. Предварительные знания здесь не так важны.

Учителя отмечают, что такими внимательными они учеников не видели давно. Благодаря организации формата, человек чувствует себя абсолютно по-другому: он чувствует себя не просто потребителем информации, он с ней работает, с ней взаимодействует, работает в команде, делает предположения на основе собственного понимания. Когда лектор раскрывает ошибки, он повторно объясняет и разбирает информацию, таким образом, материал прокручивается еще раз и значительно лучше запоминается. 

19.11.2017

 

Впервые 1 октября 2017 года дети из Лаборатории альтернативной энергетики ГЦПТ продемонстрировали в действии катушку «Тесла», которую они создали своими руками под руководством опытных кураторов кандидата биологических наук Асиньярова Геннадия и специалистов-инженеров Дубовиченко Андрея и Гусарова Ильи.

 

Участники Лаборатории для детей и приглашенных экспертов проделали яркие театрализованные эксперименты с электричеством без розеток и батареек, показали удивительные спецэффекты, а потом рассказали как это у них получилось с научной точки зрения.

18.11.2017

09 ноября 2017г учащиеся школы №66 под руководством специалистов Лаборатории игровой механики Городского центра проектного творчества разработали свои сценарии жизнедеятельности человека, которые позволяют минимизировать долю отходов до оптимальных для городской среды значений. Каждый сценарий прошел проверку на экономическую целесообразность и отвечает потребностям современного человека, по крайней мере, так, как их представляют себе подростки. 

10.07.2017

С развитием интернета мир превратился в единую сеть, в которой любой абонент может связаться с кем угодно.

Изначально, высшей целью общества было достижение бессмертия человека. Люди были готовы на все