О технологии "НооГен"

Что стоит за этим термином "НооГен"? Давайте разбираться.

 

"НооГен" - это практика творческого мышления. По форме эта практика заключается в групповом решении парадоксальных задач. Такие задачи помогают лучше разбираться с понятиями законами, концептами: как с базовыми терминами различных наук, так и со сложными философскими категориями. Участникам предлагается построить мир или науку на парадоксальном основании, например: построить мир с непрерывно меняющейся массой тел. Этот процесс позволяет понять, что такое "масса" гораздо глубже, чем на интуитивно-бытовом уровне или же чем позволяет школьный предметный курс, каким бы он ни был.

 

Работая с различными понятиями в рамках ноогеновских задач, ребенок занимаетметапредметную позицию. Под метапредметной здесь понимается позиция за рамками одного предмета, над рамками, выше них. Решение ноогеновских задач позволяет рассмотреть предметные понятия как элементы картины мира, выявить их место в ней и взаимосвязь со всей системой представлений человека о себе и о том, что его окружает. Такой способ исследования предоставляет также уникальную возможность сформулировать ключевые понятия "из себя", разобраться с основами науки и культуры, не "усваивая" их, но открывая, производя на их основе новое знание и выстраивая модель мира.

 

Практика "Ноогена" уникальна тем, что позволяет подходить к познанию одновременно творческии научно. Во время решения задачи дети свободно задают законы, по которым будет жить создаваемый ими мир, и в то же время принимают на себя всю ответственность за эти законы.

 

Способствует ли "Нооген" чему-то еще, помимо глубокого погружения в содержание исследуемых предметов? Формирует ли он само умение учиться? Определенно, да.

 

  • Во-первых, это командная практика, и она формирует умение взаимодействовать с другими людьми ради единой цели, находить общее решение, преодолевать свой эгоизм.
  • Во-вторых, в процесс решения дети включены  наравне с взрослыми ("правильного" решения ни у кого нет), благодаря этому ценность познавательного процесса воспринимается гораздо серьезней.
  • В-третьих, необходимость каждый раз решать не по готовому шаблону, а самому конструировать понятия, правила и законы, активизирует мышление, помогает его структурировать, научиться строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы.

 

Благодаря регулярной рефлексии своих действий, которая является неотъемлемой частью ноогеновского процесса, у учащегося развиваются навыки самооценки, умение соотносить свои способы решения с поставленной задачей, осознанно выбирать самые эффективные стратегии решения. Также у участника программы формируется умение представлять свои идеи, "переводить" концепции со своего внутреннего языка, делая их понятными для других.

 

Технология "НооГен" достаточно универсальна, применима к самому широкому спектру задач. В школьном образовании ноогеновский "когнитивный экстрим" может стать ценным процессом, своеобразной осью, держащей на себе далекие и не всегда пересекающиеся в основном образовательном процессе миры различных предметов.

25.10.2018

В преддверии Городского Фестиваля Игры мы решили провести проектную сессию про игру.  24 и 25 октября 40 ребят – еще школьники –  прокачают свой мозг и придумают универсальную игру, которая могла бы быть интересной самым разным игрокам, играющим в абсолютно разные игры.

Это означает, что нужно придумать такую игру, в которую было бы одинаково интересно играть и футболисту, и шахматисту, и новичку, и мастеру игры в го.  А еще здоровенному страйкболисту,  смекалистому «монополисту» и тому «чуваку», который ходит по дому в костюме стрельца, вяжет лапти в отпуске и ест щи из походного котелка – одним словом, ролевик!

Это значит, что придуманная игра, может сочетать в себе элементы разных игр или определенные типы игровых стратегий, которые угадывались  бы игроками, как элементы своей игры, и игроки бы с удовольствием включались в эту выдуманную игру. Так видится ход мысли изначально, именно так решала бы задачу я. А как будут думать ребята и какие игры получатся, покажет сессия.

Следите за новостями. Уже скоро станут известны результаты , и мир узнает о новых оригинальных играх 2018!

19.10.2018

Друзья, поздравьте нас! Мы прошли во второй очный тур Международного конкурса среди организаций на лучшую систему работы с молодежью. Ура!

Это важное для нас событие – наш проект «Альтернативная занятость подростков»  получил признание, как один из лучших проектов, направленных на раскрытие творческого потенциала молодых работников предприятий.

Конкурс солидный, его организует  Правительство Ханты-Мансийского автономного округа при поддержке Федерального  агентства по делам молодежи РФ. Наш проект - номинант среди 55 проектов в 7 номинациях. Конкурс  проводится с 2013 года, за весь период участниками стали более 400 человек. Одной из важнейших задач конкурса является выявление лучших практик в сфере работы с молодежью на предприятиях и организациях, а также их дальнейшая трансляция и масштабирование.

В этот раз международный конкурс  пройдет в Югре – столице Ханты-Мансийского автономного округа – уже 28 октября. Пожелайте нам удачи!

01.10.2018

Смотрите, что мы придумали! Это будет WOW-событие. По крайней мере, нам этого очень хочется.

Итак...

Может быть вы ищите себе занятие по душе или думаете чем занять друзей в ближайший выходной? 
Может быть вы – родитель и хотите организовать полезный, увлекательный и недорогой досуг для своих детей? 
Может быть вы – учитель и находитесь в поиске общего контента с подрастающем поколением? 
Может быть вы – студент и хотите прокачать свои способности ещё и в сфере игровых технологий? 

Если вы нашли себя в этом списке или даже не нашли, но вы любите играть, и вам интерсно узнать что-то новенькое об играх, тогда приглашаем вас на наш Городской Фестиваль Игры "Ход котом" 2018!