О технологии "НооГен"

Что стоит за этим термином "НооГен"? Давайте разбираться.

 

"НооГен" - это практика творческого мышления. По форме эта практика заключается в групповом решении парадоксальных задач. Такие задачи помогают лучше разбираться с понятиями законами, концептами: как с базовыми терминами различных наук, так и со сложными философскими категориями. Участникам предлагается построить мир или науку на парадоксальном основании, например: построить мир с непрерывно меняющейся массой тел. Этот процесс позволяет понять, что такое "масса" гораздо глубже, чем на интуитивно-бытовом уровне или же чем позволяет школьный предметный курс, каким бы он ни был.

 

Работая с различными понятиями в рамках ноогеновских задач, ребенок занимаетметапредметную позицию. Под метапредметной здесь понимается позиция за рамками одного предмета, над рамками, выше них. Решение ноогеновских задач позволяет рассмотреть предметные понятия как элементы картины мира, выявить их место в ней и взаимосвязь со всей системой представлений человека о себе и о том, что его окружает. Такой способ исследования предоставляет также уникальную возможность сформулировать ключевые понятия "из себя", разобраться с основами науки и культуры, не "усваивая" их, но открывая, производя на их основе новое знание и выстраивая модель мира.

 

Практика "Ноогена" уникальна тем, что позволяет подходить к познанию одновременно творческии научно. Во время решения задачи дети свободно задают законы, по которым будет жить создаваемый ими мир, и в то же время принимают на себя всю ответственность за эти законы.

 

Способствует ли "Нооген" чему-то еще, помимо глубокого погружения в содержание исследуемых предметов? Формирует ли он само умение учиться? Определенно, да.

 

  • Во-первых, это командная практика, и она формирует умение взаимодействовать с другими людьми ради единой цели, находить общее решение, преодолевать свой эгоизм.
  • Во-вторых, в процесс решения дети включены  наравне с взрослыми ("правильного" решения ни у кого нет), благодаря этому ценность познавательного процесса воспринимается гораздо серьезней.
  • В-третьих, необходимость каждый раз решать не по готовому шаблону, а самому конструировать понятия, правила и законы, активизирует мышление, помогает его структурировать, научиться строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы.

 

Благодаря регулярной рефлексии своих действий, которая является неотъемлемой частью ноогеновского процесса, у учащегося развиваются навыки самооценки, умение соотносить свои способы решения с поставленной задачей, осознанно выбирать самые эффективные стратегии решения. Также у участника программы формируется умение представлять свои идеи, "переводить" концепции со своего внутреннего языка, делая их понятными для других.

 

Технология "НооГен" достаточно универсальна, применима к самому широкому спектру задач. В школьном образовании ноогеновский "когнитивный экстрим" может стать ценным процессом, своеобразной осью, держащей на себе далекие и не всегда пересекающиеся в основном образовательном процессе миры различных предметов.

22.11.2017

 

Над этим вопросом всерьез думали школьники и учителя школы № 9 г. Искитим 17 и 24 октября 2017 года. Именно в это время Городской центр проектного творчества проводил форсайт-сессию, которая преследовала цель разработать программу развития школы и предложить ряд конкретных мер по ее реализации.


«Если мы вспомним свою школьную жизнь, - поясняет руководитель Центра Надежда Андреева, - у каждого обязательно найдется счастливый момент, связанный или с успехами в учебе, или с туристическим походом классом, или с достижением в спорте и в предметных олимпиадах. Мы проверяли – получился целый калейдоскоп счастливых моментов. Но возможно ли управлять этим? Усиливать и создавать высокую концентрацию счастья в школе? Возможно ли, без радикальных изменений, интенсивно, но органично для всех  развивать школу? Как?»

19.11.2017

 

Впервые 1 октября 2017 года дети из Лаборатории альтернативной энергетики ГЦПТ продемонстрировали в действии катушку «Тесла», которую они создали своими руками под руководством опытных кураторов кандидата биологических наук Асиньярова Геннадия и специалистов-инженеров Дубовиченко Андрея и Гусарова Ильи.

 

Участники Лаборатории для детей и приглашенных экспертов проделали яркие театрализованные эксперименты с электричеством без розеток и батареек, показали удивительные спецэффекты, а потом рассказали как это у них получилось с научной точки зрения.

18.11.2017

09 ноября 2017г учащиеся школы №66 под руководством специалистов Лаборатории игровой механики Городского центра проектного творчества разработали свои сценарии жизнедеятельности человека, которые позволяют минимизировать долю отходов до оптимальных для городской среды значений.