О технологии "НооГен"

Что стоит за этим термином "НооГен"? Давайте разбираться.

 

"НооГен" - это практика творческого мышления. По форме эта практика заключается в групповом решении парадоксальных задач. Такие задачи помогают лучше разбираться с понятиями законами, концептами: как с базовыми терминами различных наук, так и со сложными философскими категориями. Участникам предлагается построить мир или науку на парадоксальном основании, например: построить мир с непрерывно меняющейся массой тел. Этот процесс позволяет понять, что такое "масса" гораздо глубже, чем на интуитивно-бытовом уровне или же чем позволяет школьный предметный курс, каким бы он ни был.

 

Работая с различными понятиями в рамках ноогеновских задач, ребенок занимаетметапредметную позицию. Под метапредметной здесь понимается позиция за рамками одного предмета, над рамками, выше них. Решение ноогеновских задач позволяет рассмотреть предметные понятия как элементы картины мира, выявить их место в ней и взаимосвязь со всей системой представлений человека о себе и о том, что его окружает. Такой способ исследования предоставляет также уникальную возможность сформулировать ключевые понятия "из себя", разобраться с основами науки и культуры, не "усваивая" их, но открывая, производя на их основе новое знание и выстраивая модель мира.

 

Практика "Ноогена" уникальна тем, что позволяет подходить к познанию одновременно творческии научно. Во время решения задачи дети свободно задают законы, по которым будет жить создаваемый ими мир, и в то же время принимают на себя всю ответственность за эти законы.

 

Способствует ли "Нооген" чему-то еще, помимо глубокого погружения в содержание исследуемых предметов? Формирует ли он само умение учиться? Определенно, да.

 

  • Во-первых, это командная практика, и она формирует умение взаимодействовать с другими людьми ради единой цели, находить общее решение, преодолевать свой эгоизм.
  • Во-вторых, в процесс решения дети включены  наравне с взрослыми ("правильного" решения ни у кого нет), благодаря этому ценность познавательного процесса воспринимается гораздо серьезней.
  • В-третьих, необходимость каждый раз решать не по готовому шаблону, а самому конструировать понятия, правила и законы, активизирует мышление, помогает его структурировать, научиться строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы.

 

Благодаря регулярной рефлексии своих действий, которая является неотъемлемой частью ноогеновского процесса, у учащегося развиваются навыки самооценки, умение соотносить свои способы решения с поставленной задачей, осознанно выбирать самые эффективные стратегии решения. Также у участника программы формируется умение представлять свои идеи, "переводить" концепции со своего внутреннего языка, делая их понятными для других.

 

Технология "НооГен" достаточно универсальна, применима к самому широкому спектру задач. В школьном образовании ноогеновский "когнитивный экстрим" может стать ценным процессом, своеобразной осью, держащей на себе далекие и не всегда пересекающиеся в основном образовательном процессе миры различных предметов.

27.04.2018

 

В Москве 19 апреля 2018 МАУ «Городской центра проектного творчества» по приглашению АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» принял участие в V Московском международном салоне образования.

На сегодняшний день  Московский международный салон образования (ММСО) — самая масштабная в России выставка  образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений. В этом году в рамках салона прошло около тысячи различных мероприятий. Главной темой салона-2018 стало создание «Новой экосистемы образования».

 В работе салона приняли  участие представители российских и международных образовательных и научных организаций, в том числе ЮНЕСКО, сотрудники федеральных и региональных министерств и ведомств, предприниматели, а также компании, производящие учебное оборудование и программное обеспечение.

На дискуссионной площадке «Комплексная модель неформального образования» обсуждались вопросы перспектив и потенциала российских и зарубежных практик  внешкольного образования.

24.04.2018

 

18 апреля в ГПНТБ СОРАН состоялся последний этап форсайт-марафона «Образы будущего Новосибирска».

Учащиеся школ города Новосибирска представили свои доработанные и детализированные проекты на тему будущего Новосибирска. В этот раз, как и прежде, подростки рассматривали пространство и жизнеустройство города через призму собственных интересов и своих представлений о комфорте, удобстве и порядке в городе. И что же получилось на этот раз?

В представлении школьников наш город в будущем станет еще более динамичным, темп жизни города ускорят индивидуальные типы транспорта, которые будут работать на более высоких скоростях и доставлять своих пассажиров в считанные минуты.

В быстром темпе города, процесс приготовления еды будет полностью отдан в руки специальных аккредитованных фирм, которые будут особым способом, пока не скажем каким, доставлять наборы готовых блюд на дом, в университет, на работу или куда предпочитаешь!

Горожане в будущем все поголовно должны будут иметь чип для большей безопасности, как это отразиться на других сферах жизни и самосознании человека пока не ясно. Жители города обнаружат вкус личного общения, оно будет цениться выше чем, общение через интернет, которое, к слову сказать, обретет свойство трёхмерной картинки: видеосвязь позволит наблюдать пространства, из которых общаются собеседники.

05.04.2018

3 апреля в школе № 66 в рамках форсайт-марафона к 125-летию города Новосибирска прошла первая форсайт-сессия для учащихся восьмых классов. Ребятам была предложена задача: придумать, как будет устроен город , если в этом городе будут жить только дети.

 

Дети с большим энтузиазмом решали задачку. Впервые им представилась возможность  самим определять, как передвигаться по городу, какие места посещать, где гулять, где жить и как развлекаться. На сей раз, строгий и заботливый, взрослый отдыхает, его просто не пустили на время в мир, который принадлежит ребенку.

 

А теперь, господа взрослые, а также их родители, хотели бы вы послушать, как на самом деле хотят жить наши дети, и какой образ будущего они рисуют в своем воображении? Если да, то тогда пристегнитесь!