ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. РПИК

Программа «Ранняя подготовка инновационных кадров» (далее «РПИК») Муниципального автономного учреждения «Городской центр проектного творчества», который был создан по инициативе мэрии Новосибирска в рамках департамента промышленности, инноваций и предпринимательства.

 

Целевая группа. РПИК – это программа для школьников  14-16 лет.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год.

 

Новизна:

  • по линии технологий - Технология интерактивного моделирования «Нооген»  направлена на построение возможных миров и возможных научных теорий на основе  решения сложных парадоксальных задач в малых группах; Стратегические игры, направленные на умение ориентироваться в ситуации неопределенности, системно мыслить; Профориентационные игры, позволяющие попробовать себя  в модельных ситуациях  разных профессий.   Технология «Нооген»    является базовым компонентом программы. Основные компоненты структуры программы «Ранняя подготовка инновационных кадров» находятся во взаимосвязи, дающей синергийный эффект при решении поставленных задач.
  • по линии масштабов включения участников - Программа позволяет включить  сегодняшнюю молодежь в широкую рамку реальных городских контекстов, глобальных ситуаций, задач, проблем и потребностей;
  • по линии методов отслеживания результатов - Программа направлена на формирование позиции инноватора, а потому  для оценки результативности программы была разработана и запатентована уникальная Методика диагностики, позволяющая отслеживать  динамику формирования инновационных компетенций на разных этапах прохождения программы.

 

Программа реализует следующие основные функции:

  • инициирующую   (инициация социальной активности, как преобразования, рождения новых культурных идей);
  • интегрирующую (социальная интеграция, обеспечение социальных проб);
  • смыслообразующую (самоопределение, субъективация, индивидуализация);
  • профориентационную  (через экспертов-профессионалов знакомство с разными        стилями мышления, особенностями мировидения, способами работы);
  • инструментальную (оснащенность инструментарием проектной деятельности).

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

 

Анализ современной ситуации в мировой экономике показывает, что страны с наибольшими темпами  инновационного развития уделяют наибольшее внимание формированию человеческого потенциала, начиная раннего возраста. Известно, что эффективность вкладов в развитие человека значительно выше в дошкольном и школьном возрасте, чем в более старшем, студенческом и поствузовском возрасте.

Понимая, что для нашей страны нет иного пути развития, кроме инновационного, мы должны давать себе отчет в том, что переход на "инновационные рельсы" требует огромных усилий общества и государства, поскольку предполагает кардинальные изменения во всей системе управления развитием, от уровня законодательства до уровня простых чиновников исполнителей на местах. Одним из ключевых пунктов, предполагаемых изменений является готовность гражданского общества к инновационному развитию. И такую подготовку надо начинать как можно раньше, в период наиболее высокой образовательной сенситивности  человека, т.е. в возрасте от 11 до 17 лет.

 

Новые тенденции и технологии требуют, чтобы и город, с его инфраструктурой, философией, идеологией, наконец, методологией и человек соответствовали им.

 

Очевидно, что сегодня быть успешным, это не только и не столько  усвоить и умело использовать устоявшиеся  знания, методы и инструментарий,  но и уметь отказываться от своего прежнего  опыта  и иметь устойчивую потребность в преобразованиях, построении нового. 

 

Программа «Ранняя подготовка инновационных кадров» - это среда для взращивания у молодежи компетенций мыслящего человека в контексте актуальных задач города и современности вообще.

 

Основная идея программы: Формирование потребности в преобразованиях у молодежи – основы устойчивого развития территории.

 

 

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ «РАННЯЯ ПОДГОТОВКА ИННОВАЦИОННЫХ КАДРОВ»

 

Программа «Ранняя подготовка инновационных кадров» рассчитана на 1 год. В  течение учебного года проходит теоретический цикл, включающий в себя:

  1. одну трехдневную сессию
  2. один двухдневный лекторий
  3. один практикум
  4. один двухдневный исследовательский модуль
  5. один профориентационный тренинг
  6. один управленческий тренинг

общим количеством 10 дней в году по 6 часов.

 

В конце года для детей, прошедших конкурс проектов, проходит практический цикл, состоящий из 14 дневной работы по оформлению проекта и его пробной реализации.

 

Цели программы:

Формирование готовности школьников к инновационной деятельности и практической деятельности в ключе инновационной экономики. Появление у школьников ориентиров и компетенций, которые позволят им быстро ориентироваться в постоянно меняющейся экономической ситуации города и страны в целом.

 

Задачи программы:

  1. Открыть перед ее участниками возможности и перспективы для реализации себя в городе уже сегодня, сформировать целостный образ города как динамической  системы, интегрирующим основанием которой является человек.
  2. За счет практики решения сложных мыслительных задач сформировать устойчивую мотивацию преодоления разрывов и противоречий в задачах любой сложности.
  3. Сформировать у участников дополнительный ресурс для профессионального самоопределения за счет прохождения ряда практикумов, игровых профориентирующих модулей и пробы реализации собственного проекта;
  4. Сформировать опыт разработки инновационного проекта и представление об инновационных циклах реализации проектов.

 

 

 

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ «РАННЯЯ ПОДГОТОВКА ИННОВАЦИОННЫХ  КАДРОВ»

 

Программа РПИК состоит из 7-ми последовательных этапов, которые должен пройти участник программы:

 

1-й этап. Набор участников в программу, осуществляемый за счет общегородского конкурса (см. Положение о конкурсе в состав участников программы РПИК". Общая численность участников программы от 200 до 1000 человек.

 

2-й этап. Мотивирование участников на прохождение программы включает в себя ряд важных процедур и форматов, в том числе и сам конкурс и установочные занятия на входе в различные процессы и использование парадоксальных Ноогеновских задач, мотивирующих на разрешение противоречий на уровне базовых категорий мышлния. Базовыми категориями мышления являются такие категории как пространство, время, существование, структура, система, часть и целое, связь и мн. др..

 

3-й этап. Формирование и укрепление значимых позиций участников программы по отношению к родному городу, стране, к собственному образованию, к возможности позитивно влиять на окружающий мир, по отношению к себе как значимой личности. Позиции укрепляются за счет освоения новых средств мышления, новых средств коммуникации и рефлексивного взаимодействия с другими участниками программы. Для этого этапа предусмотрены соответствующие форматы, такие как работа в группах при решении задач различного уровня сложности, групповая и индивидуальная рефлексия, доклады результатов групповой работы на общем заседании, защита персональных работ, игровые практикумы и общие игры, управленческие тренинги.

 

4-й этап. Обучение участников программы знаниям и навыкам, необходимым для успешного решения предметных и организационных задач создания инновационного проекта. Включает в себя прохождение учебного модуля, лекционных и практических занятий и результирующих зачетных занятий.

 

5-й этап.  Самоопределение участников программы при переходе к проектированию инновации. Самоопределение происходит в рамках трех возможностей:

  • Отказаться от проектирования и ограничиться теми эффектами и результатами, которые были получены на предыдущих этапах.
  • Принять решение начать разработку коллективного проекта.
  • Принять решение начать разработку индивидуального проекта.

Процедура самоопределения имеет свой формат, в котором принимают участие специалисты по сопровождению процесса самоопределения.

 

6-й этап. Разработка инновационного проекта в группах и индивидуально, при сопровождении специалистов.

 

7-й этап. Апробирование инновационного проекта участников программы (локальная социальная проба).

04.07.2018

К такому поразительному выводу пришли подростки-участники проекта «Временная занятость подростков» Городского центра, которые организовывали и проводили мероприятие в День города на площадке Комитета по делам молодежи возле театра "Глобус" 24 июня 2018 года. 

Прежде, чем подробнее говорить об этом, напомним о формате нашего мероприятия и его главных действующих лицах. Поехали!

В тот день, когда горожане и гости города от души и по-разному праздновали 125-летие Новосибирска, Городской центр проектного творчества представлял плакаты молодых художников-иллюстраторов. Эти работы были созданы по мотивам проектов старшеклассников новосибирских школ в рамках форсайт-сессий "Образы будущего Новосибирска".

Наши молодежные форсайт-сессии проходили в апреле этого года в нескольких школах города. Ребята спроектировали возможные пути развития Новосибирска с учетом своих собственных предпочтений и тенденций настоящего времени.  Кроме того, на выставке были представлены эскизы и проекты именитого новосибирского архитектора Владимира Авксентюка.

11.05.2018

 

«Наука не сообщается. Наука — делается» — инновационный образовательный проект с таким названием стартует в Новосибирске в рамках городских дней науки. Два открытых урока для педагогов новосибирских школ пройдут 15 мая в музее понятной науки «Вот это да!» (ул. Дуси Ковальчук, 1/1, ТРЦ «Малинка»).

Инициаторы проекта — музей «Вот это да!» и Городской центр проектного творчества. Его цель — создать альтернативную образовательную среду для школьников разных возрастов, дать возможность детям самостоятельно заниматься наукой, открывать для себя на практике различные явления естествознания: физики, химии, биологии, астрономии и других наук, одним словом, —  быть ученым по-настоящему.

Научный руководитель Городского центра, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и биохимии КрасГУ, автор и методолог проекта Геннадий Асиньяров считает, что встреча учеников с наукой не случится, если прежде этой встречи не случится у их педагога. По мнению Геннадия Асиньярова, наука начинается с вопросов, суть ее в поиске ответов на эти вопросы, в построении гипотез и, в конечном счете, в озарениях и открытиях.

27.04.2018

 

В Москве 19 апреля 2018 МАУ «Городской центра проектного творчества» по приглашению АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» принял участие в V Московском международном салоне образования.

На сегодняшний день  Московский международный салон образования (ММСО) — самая масштабная в России выставка  образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений. В этом году в рамках салона прошло около тысячи различных мероприятий. Главной темой салона-2018 стало создание «Новой экосистемы образования».

 В работе салона приняли  участие представители российских и международных образовательных и научных организаций, в том числе ЮНЕСКО, сотрудники федеральных и региональных министерств и ведомств, предприниматели, а также компании, производящие учебное оборудование и программное обеспечение.

На дискуссионной площадке «Комплексная модель неформального образования» обсуждались вопросы перспектив и потенциала российских и зарубежных практик  внешкольного образования.