ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. РПИК

Программа «Ранняя подготовка инновационных кадров» (далее «РПИК») Муниципального автономного учреждения «Городской центр проектного творчества», который был создан по инициативе мэрии Новосибирска в рамках департамента промышленности, инноваций и предпринимательства.

 

Целевая группа. РПИК – это программа для школьников  14-16 лет.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год.

 

Новизна:

  • по линии технологий - Технология интерактивного моделирования «Нооген»  направлена на построение возможных миров и возможных научных теорий на основе  решения сложных парадоксальных задач в малых группах; Стратегические игры, направленные на умение ориентироваться в ситуации неопределенности, системно мыслить; Профориентационные игры, позволяющие попробовать себя  в модельных ситуациях  разных профессий.   Технология «Нооген»    является базовым компонентом программы. Основные компоненты структуры программы «Ранняя подготовка инновационных кадров» находятся во взаимосвязи, дающей синергийный эффект при решении поставленных задач.
  • по линии масштабов включения участников - Программа позволяет включить  сегодняшнюю молодежь в широкую рамку реальных городских контекстов, глобальных ситуаций, задач, проблем и потребностей;
  • по линии методов отслеживания результатов - Программа направлена на формирование позиции инноватора, а потому  для оценки результативности программы была разработана и запатентована уникальная Методика диагностики, позволяющая отслеживать  динамику формирования инновационных компетенций на разных этапах прохождения программы.

 

Программа реализует следующие основные функции:

  • инициирующую   (инициация социальной активности, как преобразования, рождения новых культурных идей);
  • интегрирующую (социальная интеграция, обеспечение социальных проб);
  • смыслообразующую (самоопределение, субъективация, индивидуализация);
  • профориентационную  (через экспертов-профессионалов знакомство с разными        стилями мышления, особенностями мировидения, способами работы);
  • инструментальную (оснащенность инструментарием проектной деятельности).

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

 

Анализ современной ситуации в мировой экономике показывает, что страны с наибольшими темпами  инновационного развития уделяют наибольшее внимание формированию человеческого потенциала, начиная раннего возраста. Известно, что эффективность вкладов в развитие человека значительно выше в дошкольном и школьном возрасте, чем в более старшем, студенческом и поствузовском возрасте.

Понимая, что для нашей страны нет иного пути развития, кроме инновационного, мы должны давать себе отчет в том, что переход на "инновационные рельсы" требует огромных усилий общества и государства, поскольку предполагает кардинальные изменения во всей системе управления развитием, от уровня законодательства до уровня простых чиновников исполнителей на местах. Одним из ключевых пунктов, предполагаемых изменений является готовность гражданского общества к инновационному развитию. И такую подготовку надо начинать как можно раньше, в период наиболее высокой образовательной сенситивности  человека, т.е. в возрасте от 11 до 17 лет.

 

Новые тенденции и технологии требуют, чтобы и город, с его инфраструктурой, философией, идеологией, наконец, методологией и человек соответствовали им.

 

Очевидно, что сегодня быть успешным, это не только и не столько  усвоить и умело использовать устоявшиеся  знания, методы и инструментарий,  но и уметь отказываться от своего прежнего  опыта  и иметь устойчивую потребность в преобразованиях, построении нового. 

 

Программа «Ранняя подготовка инновационных кадров» - это среда для взращивания у молодежи компетенций мыслящего человека в контексте актуальных задач города и современности вообще.

 

Основная идея программы: Формирование потребности в преобразованиях у молодежи – основы устойчивого развития территории.

 

 

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ «РАННЯЯ ПОДГОТОВКА ИННОВАЦИОННЫХ КАДРОВ»

 

Программа «Ранняя подготовка инновационных кадров» рассчитана на 1 год. В  течение учебного года проходит теоретический цикл, включающий в себя:

  1. одну трехдневную сессию
  2. один двухдневный лекторий
  3. один практикум
  4. один двухдневный исследовательский модуль
  5. один профориентационный тренинг
  6. один управленческий тренинг

общим количеством 10 дней в году по 6 часов.

 

В конце года для детей, прошедших конкурс проектов, проходит практический цикл, состоящий из 14 дневной работы по оформлению проекта и его пробной реализации.

 

Цели программы:

Формирование готовности школьников к инновационной деятельности и практической деятельности в ключе инновационной экономики. Появление у школьников ориентиров и компетенций, которые позволят им быстро ориентироваться в постоянно меняющейся экономической ситуации города и страны в целом.

 

Задачи программы:

  1. Открыть перед ее участниками возможности и перспективы для реализации себя в городе уже сегодня, сформировать целостный образ города как динамической  системы, интегрирующим основанием которой является человек.
  2. За счет практики решения сложных мыслительных задач сформировать устойчивую мотивацию преодоления разрывов и противоречий в задачах любой сложности.
  3. Сформировать у участников дополнительный ресурс для профессионального самоопределения за счет прохождения ряда практикумов, игровых профориентирующих модулей и пробы реализации собственного проекта;
  4. Сформировать опыт разработки инновационного проекта и представление об инновационных циклах реализации проектов.

 

 

 

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ «РАННЯЯ ПОДГОТОВКА ИННОВАЦИОННЫХ  КАДРОВ»

 

Программа РПИК состоит из 7-ми последовательных этапов, которые должен пройти участник программы:

 

1-й этап. Набор участников в программу, осуществляемый за счет общегородского конкурса (см. Положение о конкурсе в состав участников программы РПИК". Общая численность участников программы от 200 до 1000 человек.

 

2-й этап. Мотивирование участников на прохождение программы включает в себя ряд важных процедур и форматов, в том числе и сам конкурс и установочные занятия на входе в различные процессы и использование парадоксальных Ноогеновских задач, мотивирующих на разрешение противоречий на уровне базовых категорий мышлния. Базовыми категориями мышления являются такие категории как пространство, время, существование, структура, система, часть и целое, связь и мн. др..

 

3-й этап. Формирование и укрепление значимых позиций участников программы по отношению к родному городу, стране, к собственному образованию, к возможности позитивно влиять на окружающий мир, по отношению к себе как значимой личности. Позиции укрепляются за счет освоения новых средств мышления, новых средств коммуникации и рефлексивного взаимодействия с другими участниками программы. Для этого этапа предусмотрены соответствующие форматы, такие как работа в группах при решении задач различного уровня сложности, групповая и индивидуальная рефлексия, доклады результатов групповой работы на общем заседании, защита персональных работ, игровые практикумы и общие игры, управленческие тренинги.

 

4-й этап. Обучение участников программы знаниям и навыкам, необходимым для успешного решения предметных и организационных задач создания инновационного проекта. Включает в себя прохождение учебного модуля, лекционных и практических занятий и результирующих зачетных занятий.

 

5-й этап.  Самоопределение участников программы при переходе к проектированию инновации. Самоопределение происходит в рамках трех возможностей:

  • Отказаться от проектирования и ограничиться теми эффектами и результатами, которые были получены на предыдущих этапах.
  • Принять решение начать разработку коллективного проекта.
  • Принять решение начать разработку индивидуального проекта.

Процедура самоопределения имеет свой формат, в котором принимают участие специалисты по сопровождению процесса самоопределения.

 

6-й этап. Разработка инновационного проекта в группах и индивидуально, при сопровождении специалистов.

 

7-й этап. Апробирование инновационного проекта участников программы (локальная социальная проба).

19.10.2018

Друзья, поздравьте нас! Мы прошли во второй очный тур Международного конкурса среди организаций на лучшую систему работы с молодежью. Ура!

Это важное для нас событие – наш проект «Альтернативная занятость подростков»  получил признание, как один из лучших проектов, направленных на раскрытие творческого потенциала молодых работников предприятий.

Конкурс солидный, его организует  Правительство Ханты-Мансийского автономного округа при поддержке Федерального  агентства по делам молодежи РФ. Наш проект - номинант среди 55 проектов в 7 номинациях. Конкурс  проводится с 2013 года, за весь период участниками стали более 400 человек. Одной из важнейших задач конкурса является выявление лучших практик в сфере работы с молодежью на предприятиях и организациях, а также их дальнейшая трансляция и масштабирование.

В этот раз международный конкурс  пройдет в Югре – столице Ханты-Мансийского автономного округа – уже 28 октября. Пожелайте нам удачи!

01.10.2018

Смотрите, что мы придумали! Это будет WOW-событие. По крайней мере, нам этого очень хочется.

Итак...

Может быть вы ищите себе занятие по душе или думаете чем занять друзей в ближайший выходной? 
Может быть вы – родитель и хотите организовать полезный, увлекательный и недорогой досуг для своих детей? 
Может быть вы – учитель и находитесь в поиске общего контента с подрастающем поколением? 
Может быть вы – студент и хотите прокачать свои способности ещё и в сфере игровых технологий? 

Если вы нашли себя в этом списке или даже не нашли, но вы любите играть, и вам интерсно узнать что-то новенькое об играх, тогда приглашаем вас на наш Городской Фестиваль Игры "Ход котом" 2018!

10.09.2018

Бывало ли у вас такое, чтобы ваше впечатление о ком-то сначала было резко отрицательным,  вплоть до отвращения, а потом вдруг менялось на благоприятное буквально за считанные часы? 

Со мной это произошло недавно 7 сентября, в тот день, когда я пыталась «поймать лето».

А дело было так. Спешу я на площадь Ленина – именно  там проходил фестиваль «#ЛовиЛето». Спешить пришлось через двор. И что я вижу? Пятеро подростков предположительно  разного пола, одетые как подростки, ВНИМАНИЕ, сидят в детской песочнице и что-то курят, что-то пьют.  А что я слышу? Слышу, как Он самозабвенно поет в микрофон песню. А весь смысл и пафос этой песни сводится к тому, как Он одурачил девчонку, как та страдает, бегая за ним, и как Он от этого счастлив! В эту минуту мне стало страшно! Боже, что такое он поет, и что в головах у этих несчастных! – подумала я. Остановив уже было забурливший поток рассуждений о судьбах молодежи и нашей Родины в целом, я поспешила еще быстрее от этих неприятных мне звуков.