Город Авторов
Постановка проблемы
Городской житель в массе своей лишь потребляет те ресурсы, которые дает ему мегаполис (например, Новосибирск), ничего не давая взамен. Это во многом возникает из-за того, что многие люди не намерены жить в Новосибирске долго: и жилье, и взаимоотношения с людьми – всё носит характер временности. И тем более они не доходят до погружения в исторические, культурные реалии города, так как увлечены получением выгоды здесь и сейчас.
Основная проблема состоит в отсутствии симметричного взаимодействия между городом и жителем.
Цель проекта - установка на созидательную парадигму, где принципиально симметричное взаимодействие между городом и человеком, где отношение жителя к городу ответственное, активное, деятельностное.
Смена парадигмы с потребительской (город как ресурс, не требующий вложений) на созидательную (я – возможность для города, а город – возможность для меня) может осуществиться за счет актуализации авторской позиции горожан.
Задача проекта - формирование у человека целостного образа города. «Образ города» - это отражение города в сознании человека, которое складывается из культурных контекстов, физического пространства, информационного и смыслового полей, социальных отношений и языкового образа. Образ города – это внутреннее состояние человека, а не его внешний облик (архитектурные формы, зеленые насаждения и так далее). При формировании образа города принципиально важно самоощущение горожанина, его самоидентификация.
Содержание проекта
Существует три уровня взаимодействия между городом и человеком.
- Первый уровень - бытовой, когда происходит односторонняя связь: человек потребляет ресурсы и возможности города, ничего не давая взамен.
- На втором, более осознанном уровне взаимодействия у горожанина появляется осознание того, что он может не только потреблять, но и отдавать городу.
- И, наконец, третий уровень взаимодействия между городом и человеком - действенный, который предполагает симметричную взаимосвязь. Город здесь рассматривается как субъект: он так же, как человек, обладает своими потребностями, стилем, энергетикой, динамикой развития, у него есть своя история, будущее и т.д. На этом этапе между городом и человеком рождаются новые, субъект - субъектные отношения.
У каждого человека есть персональное восприятие города, обусловленное жизненным опытом, возрастом, потребностями человека и не представляет собой целостной картины города.
Проект предполагает появление в городе новой позиции «посредника», который создает ситуацию «встречи» человека и города. Такая «встреча» дает человеку возможность перехода с одного уровня взаимодействия с городом на другой.
Появление опыта действия у человека по отношению к городу изменяет окружающее его пространство. Само измененное пространство начинает влиять на восприятие других людей.
Превращение Новосибирска в город Авторов может осуществляться различными механизмами. Один из возможных способов – формирование активной, действенной позиции человека по отношению к городу, то есть помещение его в ситуацию авторства. Авторство – это определенная картина мира. Каждый автор – носитель своей картины мира (в соответствии с возрастом, характером, жизненным опытом). Яркий пример различия картин мира: геометрии Лобачевского, Римана, Евклида. В городе Авторов происходит снятие анонимности, персонификация (каждый объект в городе имеет своего автора, а каждый житель имеет свое место).
Существующие движения жителей на благо горожан (территориальное общественное самоуправление, молодежное движение «сделай сам» и проч.) имеют основной целью облагораживание внешнего облика города (а значит, дальнейшее успешное его «потребление»), либо развитие собственных умений и навыков, при этом не ставя задачи влияния на самоощущение, самосознание горожан.
Проект предлагает иное средство - интерактивный туризм. Эта новая форма туризма предполагает активное взаимодействие человека с городским пространством в процессе включения в культурный, исторический и ценностный контексты города. Именно так могут сформироваться субъектные отношения города и человека. Одной из форм интерактивного туризма являются малые авторские формы (создание законченных материальных объектов, являющихся творческими произведениями своих авторов).
Предполагаемые эффекты реализации проекта
Для человека:
¢ Изменение самоощущения человека в пространстве города;
¢ Формирование субъектного отношения к городу;
¢ Исключение безличного отношения к городу;
¢ Формирование целостного восприятия культурного и исторического контекста города;
¢ Появления опыта действия по отношению к городу;
¢ Расширение культурной идентичности с городом.
Для города:
¢ Приобретение собственного лица и авторского стиля;
¢ Повышение инвестиционной привлекательности;
¢ Рост сознательности граждан по отношению к городскому пространству;
¢ Изменение физического пространства города путем его качественного преображения.