Игра с ТОС "Территоризавр"

9 октября 2014 года в Городском центре проектного творчества состоялась стратегическая игра для активистов и председателей ТОС "Территоризавр".

Эта специально созданная игровая процедура была направлена на то, чтобы участники игры освоили способы командного создания идей и концепций развития дворовых территорий города.

Активистам ТОС, проходящим игру,  предстояла серьезная работа:

  • научиться лучше понимать  заказы разных категорий жителей (так часто непроявленные прямо!) на развитие и трансформацию двора,
  • освоить комплексный взгляд на проектирование дворовой территории
  • овладеть креативными техниками создания уникальных концепций дворов
  • наметить механизмы работы с жителями, помогающими включать их в заботу о территории.

За три часа игры активисты ТОС последовательно побывали в трех ролях: проектировщик дворового пространства, житель двора и эксперт по развитию территорий. 

В роли проектировщиков, чтобы выйти за рамки стереотипов о потребностях жителей и о желаемом наполнении двора, все  команды использовали методы активизации творческого мышления. Для этого каждая из четырех команд предложила другим командам свой символ, воплощающий определенные потребности и интересы жителей двора, определенный модус, грань их жизни.  Вот какими символами обменялись команды друг с другом:  зонт (уютность, безопасность, комфорт в любую погоду), ваза с цветами (ландшафтный дизайн, садоводство, эстетика территории), мочало (чистота, здоровье, натуральность среды), мяч (детство, игра, спорт, командные игры, традиции).

Командам предстояла необычная задача - используя предложенные символы,  расширить свое представление о возможных потребностях жителей дворов и придумать ряд новых, продуктивных идей по обустройству территорий с учетом этой палитры потребностей. 

Каждая команда придумывала абстрактный двор 50  на 50 метров, в котором ей нужно было учесть интересы жителей трех домов (трех других игровых команд), воплощенные в их символах.  Непростая задача! Но такая работа с интересами граждан, понимаемыми через символ, рождала в командах множество ходов, ассоциаций и нетривиальных идей.

Так, символ «зонт» вдохновил группы на идею необычного навеса с прозрачными и покрытыми в летние месяцы травой сегментами кровли.  Под навесом, в защищенной от осадков уютной зоне,  разместились на натуральном покрытии места для сидения, песочницы, столы которые можно передвигать. Арт-кафе для молодежи в центре двора. 

Символ «мяч», вдохновил группы на добрую идею деревьев (с круглой кроной), высаживаемых во дворе в честь рождения ребенка.   Идею металлических скульптур-деревья, на которые можно вешать замочки в честь каких-то личных событий и на проект детской площадки с элементами стрит-болла и лабиринтом. 

Символ «мочало» вдохновил на идеи фонтана и затейных фонарей по мотивам сказок Пушкина, (как символов чистоты и безопасности).  

Символ «ваза» родил множество идей по ландшафтному обустройству дворов, и включения жителей в этот процесс. 

В целом, работа групп наметила различные варианты трансформации понятия «двор» из неуютной транзитной территории, в территорию, ставшую более привлекательной семьям и отдельным жителям. ГЦПТ благодарит активистов и председателей ТОС за вдумчивую работу,  продуктивные ходы и сотрудничество! 

05.04.2018

3 апреля в школе № 66 в рамках форсайт-марафона к 125-летию города Новосибирска прошла первая форсайт-сессия для учащихся восьмых классов. Ребятам была предложена задача: придумать, как будет устроен город , если в этом городе будут жить только дети.

 

Дети с большим энтузиазмом решали задачку. Впервые им представилась возможность  самим определять, как передвигаться по городу, какие места посещать, где гулять, где жить и как развлекаться. На сей раз, строгий и заботливый, взрослый отдыхает, его просто не пустили на время в мир, который принадлежит ребенку.

 

А теперь, господа взрослые, а также их родители, хотели бы вы послушать, как на самом деле хотят жить наши дети, и какой образ будущего они рисуют в своем воображении? Если да, то тогда пристегнитесь!

29.03.2018

Дорогие друзья, совсем скоро в Городском центре стартует марафон форсайтов, приуроченный к празднованию 125-летия со дня основания города  Новосибирска. Мы не могли оставаться в стороне от юбилейного дня города и, размышляя над вопросом «а что же подарить нашему любимому городу», мы пришли к единодушному мнению: мы подарим Новосибирску Будущее! Будущее глазами подростка, многоликое, оригинальное, живое и вдохновляющее! Как мы это сделаем?


Рецепт создания будущего прост, записывайте!

Мы берем старшеклассников, это такие дети, которые вовсе и не дети, а с виду взрослые, но ведут себя как-то странно, им обычно по 13-17 лет.

Затем погружаем их в «специально приготовленную» среду онтологического моделирования. Даем старшеклассникам «задачку открытого типа», которая заведомо не имеет однозначного и правильного решения. Осторожно: на этой стадии идет разрыв шаблонов, глубокое «разоформление», возможно у кого-то «сорвет башню».

23.03.2018

  Форсайт – это такая технология, которая позволяет заглянуть в будущее, посмотреть, а что же будет через 30-50 лет. Вопреки нашим представлениям о времени, будущее не одно, не такое как прошлое, строго определенное и неотвратимое; их – будущего – много. Оно как несколько дорог, выбирай, какая больше понравится! Форсайт, как раз и занимается выявлением этих дорог, он рисует нам возможные образы будущего, исходя из знания о настоящем. Чтобы с наибольшей точностью определить векторы развития, надо иметь четкое и полное представление о нашем настоящем: о вызовах и угрозах, тенденциях и проблемах, неизбежностях и потенциалах современности. Для этих целей разработали множество сложных и  не очень сложных процедур, которые все вместе называются форсайт-технологией, и проводятся они в несколько этапов, которые называются сессиями.

Как  правило, форсайт-сессии – это исключительно взрослое мероприятие для умных и очень умных взрослых, для экспертов  самых разных направлений. Является ли школьник экспертом? Очевидно, нет! Что он может сказать, тем более про будущее?! Он еще маленький, он еще учится. Справедливы возражения: технология сложная, знаний о реальности нет, потому что нет реального опыта взаимодействия с миром. Школьник ни за что не отвечает. Как он может проектировать будущее? Его представления иллюзорны, и все что он спроектирует, будет такой же иллюзией.