"Научбург"

Часто наука, удивительная и вдохновенная сфера человеческой деятельности, поворачивается к школьникам своей холодной, отчужденной стороной: монографиями, готовыми научными знаниями, распределенными по школьным предметам, предстает перед взорами детей в виде чего-то теоретичного, сухого, далекого и трудного.

Однако, прикладная наука и есть жизнь цивилизации в разных ее проявлениях: наука бесконечное число раз отражается в архитектуре домов, в дорогах, мостах, в производстве, транспортной логистике и т.д. Все эти многообразные явления повседневной жизни детей могут становиться предметом их научного изучения.

Наука, живая, воплощенная - вокруг нас! Мир пронизан, опутан и окутан и ею и возможностями ее изучения. Вопрос только в том, с какой стороны мы на окружающий нас мир посмотрим: как физики, экологи, инженеры или архитекторы, а может быть, как психологи или социологи?

 

С 21 по 23 мая в рамках городских Дней науки Городской центр проектного творчества задумал пригласить школьников из Городской публичной научно-технической библиотеки в уникальный научный город "Научбург", живущий насыщенной культурной и научной жизнью, словно НИИ ЧАВО из повести братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу".

 

Зачем? Для того, чтобы каждый из гостей "Научбурга" в модельном, игровом (но в то же время, в таком настоящем!) поле мог попробовать свои силы и понять - а каково это, быть увлеченным изучением или созданием нового ученым?

 

По желанию гости "Научбурга" могли посетить Лабораторию Урбанистики (городского развития), Игры, Идей, Экологии, Естественных наук, заглянуть на Площадь научных экспериментов, посетить Городские научбурговские экскурсии и даже сделать свою ставку на то, какие открытия могут произойти, и как изменится жизнь человечества через 10-20-50-150 лет на «Дереве научных прогнозов».

Лаборатории представляли собой игровую научную среду, где ребятам предлагалось ответить для себя на какой-либо научный, но при этом очень жизненный вопрос, а это позволяло ощутить себя  активным горожанином, исследователем, преобразователем, оценить возможные последствия собственных действий, увидеть взаимосвязь между уравнениями и открытиями великих ученых, между городом и человеком, между собственной привычкой и экологическими бедствиями.

В этом городе можно было увидеть, как создается наука изнутри, погрузиться в атмосферу оживленного научного города с его лабораториями, разработками, экспериментами, постановками гипотез, напряженными научными дискуссиями и обсуждениями.

 

Формат игры проектировщиками был выбран для этих Дней науки осознанно. Именно игра является тем инструментом, который дает возможность создать непринужденную дружественную атмосферу, раскрепостить участников, смоделировать различные ситуации, дать каждому возможность проявить себя, получить поддержку и обратную связь, ощущить дуновение вдохновения и возможно, впервые задуматься, а может быть, и заявить окружающим о своем призвании.

За три дня ГПНТБ стал настоящим научным городом Научбургом, со своей кипящей жизнью и собственными открытиями. Его жителями стали более 1000 ребят из 41 школы.

Событие состоялось благодаря 17 сотрудникам Городского центра проектного творчества, команде ГПНТБ, 36 волонтерам и департаменту промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска.

05.04.2018

3 апреля в школе № 66 в рамках форсайт-марафона к 125-летию города Новосибирска прошла первая форсайт-сессия для учащихся восьмых классов. Ребятам была предложена задача: придумать, как будет устроен город , если в этом городе будут жить только дети.

 

Дети с большим энтузиазмом решали задачку. Впервые им представилась возможность  самим определять, как передвигаться по городу, какие места посещать, где гулять, где жить и как развлекаться. На сей раз, строгий и заботливый, взрослый отдыхает, его просто не пустили на время в мир, который принадлежит ребенку.

 

А теперь, господа взрослые, а также их родители, хотели бы вы послушать, как на самом деле хотят жить наши дети, и какой образ будущего они рисуют в своем воображении? Если да, то тогда пристегнитесь!

29.03.2018

Дорогие друзья, совсем скоро в Городском центре стартует марафон форсайтов, приуроченный к празднованию 125-летия со дня основания города  Новосибирска. Мы не могли оставаться в стороне от юбилейного дня города и, размышляя над вопросом «а что же подарить нашему любимому городу», мы пришли к единодушному мнению: мы подарим Новосибирску Будущее! Будущее глазами подростка, многоликое, оригинальное, живое и вдохновляющее! Как мы это сделаем?


Рецепт создания будущего прост, записывайте!

Мы берем старшеклассников, это такие дети, которые вовсе и не дети, а с виду взрослые, но ведут себя как-то странно, им обычно по 13-17 лет.

Затем погружаем их в «специально приготовленную» среду онтологического моделирования. Даем старшеклассникам «задачку открытого типа», которая заведомо не имеет однозначного и правильного решения. Осторожно: на этой стадии идет разрыв шаблонов, глубокое «разоформление», возможно у кого-то «сорвет башню».

23.03.2018

  Форсайт – это такая технология, которая позволяет заглянуть в будущее, посмотреть, а что же будет через 30-50 лет. Вопреки нашим представлениям о времени, будущее не одно, не такое как прошлое, строго определенное и неотвратимое; их – будущего – много. Оно как несколько дорог, выбирай, какая больше понравится! Форсайт, как раз и занимается выявлением этих дорог, он рисует нам возможные образы будущего, исходя из знания о настоящем. Чтобы с наибольшей точностью определить векторы развития, надо иметь четкое и полное представление о нашем настоящем: о вызовах и угрозах, тенденциях и проблемах, неизбежностях и потенциалах современности. Для этих целей разработали множество сложных и  не очень сложных процедур, которые все вместе называются форсайт-технологией, и проводятся они в несколько этапов, которые называются сессиями.

Как  правило, форсайт-сессии – это исключительно взрослое мероприятие для умных и очень умных взрослых, для экспертов  самых разных направлений. Является ли школьник экспертом? Очевидно, нет! Что он может сказать, тем более про будущее?! Он еще маленький, он еще учится. Справедливы возражения: технология сложная, знаний о реальности нет, потому что нет реального опыта взаимодействия с миром. Школьник ни за что не отвечает. Как он может проектировать будущее? Его представления иллюзорны, и все что он спроектирует, будет такой же иллюзией.