"Десять граблей эволюции" или биологический "Эхолот".

Ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции.

 

Что такое эволюция? Зачем она нужна? Почему она происходит? Реальна ли она?

На эти и другие вопросы попытались ответить участники биологического лектория, прошедшего 6-7 октября в рамках программы "Эхолот". Лекцию читал старший лаборант Лаборатории поведенческой экологии сообществ института систематики и экологии животных СО РАН, аспирант Алексей Маслов.

 

алексей

В этот раз "Эхолот" прошел не совсем обычно. Участникам была предложена ситуация: существует планета, полностью равномерно покрытая водой, на этой планете ничего не меняется без участия живых организмов  (не происходит землетрясений, извержений вулканов и т.п.); в воде обитают фотосинтезирующие одноклеточные водоросли.

Задача: показать появление на этой планете сухопутных существ.

Как могут появиться эти существа, если даже суши нет? Как может появиться суша, если на этой планете есть только вода и одноклеточные водоросли? Как появятся новые виды? Почему им придется выживать? Как образуются многоклеточные формы?

Ребята были поделены на группы, где и пытались ответить на все эти вопросы, стараясь не наступить на "грабли" теории эволюции, обозначенные Алексеем в лекции:

  1. Прижизненные изменения
  2. Смещение наследственности
  3. Направленная мутация
  4. Отсутствие изменчивости
  5. Потребности вида
  6. Вымирание вместо адаптации
  7. Межвидовая конкуренция
  8. Эволюция на благо вида
  9. Мягкая наследственность
  10. Рождение вида

В лекции также говорилось о том, что «все, что существует, очень старалось, чтобы выжить; то, что не старалось – вымерло»; так и наши участники очень старались, чтобы разобраться и построить мир, в котором выполнение поставленных условий станет возможным. Результат стоил потраченных усилий. За два дня ребята не только построили невероятные миры, но и получили гораздо более глубокие знания об эволюции. И, надеемся, действительно заинтересовались биологией в целом.

 

Руководитель программы: Михаил Владимирович Моисеев 

Контакты: тел +7 (383) 220-43-55,  e-mail: gcpt [at] inbox [dot] ru

19.03.2019

Это общий вопрос, ответ на который мы будем искать на очередной стратегичекой сессии 20 марта в Городском центре проектного творчества.

На этот раз мы будем разбираться с темой гражданского самосознания молодежи. Надо признать, что для нас эта тема сложна и неудобна, потому что, во-первых, ни один из разработчиков не имеет опыта политической деятельности, а, во-вторых, проявление гражданской позиции имеет неоднозначную оценку в обществе.

Чаще мы сталкиваемся с политическим нигилизмом, неодобрение, недоверием к тому, кто активно демонстрирует свои взгляды. Эта тема коварна, поскольку обыватель никогда точно не знает, является ли, скажем, митинг у стен правительственной организации действительно выражением воли и гражданской позиции собравшихся, или же это провокация: кем-то спланированное и оплаченное мероприятие. Существуют ли в России «безопасные» места, способы и формы выражения гражданской позиции, а если нет, может быть их стоит придумать?

28.02.2019

21 февраля мы открыли цикл стратегических сессий 2019 года. В этом году в качестве тематической основы мы взяли новую редакцию Стратегического плана устойчивого развития Новосибирска. В этом документе нас, прежде всего, нас интересует тема человеческого капитала в разрезе устойчивого развития территории и места молодежи в системе этих координат. Ценности молодежи - это первое, о чем мы хотели поговорить в этой связи. Что молодые люди считают важным? Что называют своей ценностью, и что на самом деле они демонстрируют?

Участниками сессии были старшеклассники и студенты некоторых новосибирских ВУЗов. Им была предложена такая задача: «Придумать способ обозначения важного в мире, где всё важное перемешалось».  Нет иерархии ценностей, все главное или не главное в равной степени. Вот пойди да разберись...

29.01.2019

Городской центр проектного творчества приглашает старшеклассников и студентов принять участие в конкурсе на БЕСПЛАТНОЕ обучение в программе «Ранняя подготовка инновационных кадров». 

Участники программы пройдут уникальный образовательный курс из 6 форматов, в рамках которого будут

-решать проектные задачи,
-разрабатывать концепции и идеи,
-участвовать в лекториях,
-управленческих и профориентационных тренингах,
-практикумах,
-исследовательских модулях.

Участники форматов столкнутся с парадоксами и мыслительными трудностями, требующими неординарного подхода, пересмотра собственных и выработки новых способов мышления.

Участники программы смогут разобраться в сущности базовых понятий, наполнить их своими смыслами, сформировать фундамент своего мировоззрения.