"Десять граблей эволюции" или биологический "Эхолот".

Ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции.

 

Что такое эволюция? Зачем она нужна? Почему она происходит? Реальна ли она?

На эти и другие вопросы попытались ответить участники биологического лектория, прошедшего 6-7 октября в рамках программы "Эхолот". Лекцию читал старший лаборант Лаборатории поведенческой экологии сообществ института систематики и экологии животных СО РАН, аспирант Алексей Маслов.

 

алексей

В этот раз "Эхолот" прошел не совсем обычно. Участникам была предложена ситуация: существует планета, полностью равномерно покрытая водой, на этой планете ничего не меняется без участия живых организмов  (не происходит землетрясений, извержений вулканов и т.п.); в воде обитают фотосинтезирующие одноклеточные водоросли.

Задача: показать появление на этой планете сухопутных существ.

Как могут появиться эти существа, если даже суши нет? Как может появиться суша, если на этой планете есть только вода и одноклеточные водоросли? Как появятся новые виды? Почему им придется выживать? Как образуются многоклеточные формы?

Ребята были поделены на группы, где и пытались ответить на все эти вопросы, стараясь не наступить на "грабли" теории эволюции, обозначенные Алексеем в лекции:

  1. Прижизненные изменения
  2. Смещение наследственности
  3. Направленная мутация
  4. Отсутствие изменчивости
  5. Потребности вида
  6. Вымирание вместо адаптации
  7. Межвидовая конкуренция
  8. Эволюция на благо вида
  9. Мягкая наследственность
  10. Рождение вида

В лекции также говорилось о том, что «все, что существует, очень старалось, чтобы выжить; то, что не старалось – вымерло»; так и наши участники очень старались, чтобы разобраться и построить мир, в котором выполнение поставленных условий станет возможным. Результат стоил потраченных усилий. За два дня ребята не только построили невероятные миры, но и получили гораздо более глубокие знания об эволюции. И, надеемся, действительно заинтересовались биологией в целом.

 

Руководитель программы: Михаил Владимирович Моисеев 

Контакты: тел +7 (383) 220-43-55,  e-mail: gcpt [at] inbox [dot] ru

05.04.2018

3 апреля в школе № 66 в рамках форсайт-марафона к 125-летию города Новосибирска прошла первая форсайт-сессия для учащихся восьмых классов. Ребятам была предложена задача: придумать, как будет устроен город , если в этом городе будут жить только дети.

 

Дети с большим энтузиазмом решали задачку. Впервые им представилась возможность  самим определять, как передвигаться по городу, какие места посещать, где гулять, где жить и как развлекаться. На сей раз, строгий и заботливый, взрослый отдыхает, его просто не пустили на время в мир, который принадлежит ребенку.

 

А теперь, господа взрослые, а также их родители, хотели бы вы послушать, как на самом деле хотят жить наши дети, и какой образ будущего они рисуют в своем воображении? Если да, то тогда пристегнитесь!

29.03.2018

Дорогие друзья, совсем скоро в Городском центре стартует марафон форсайтов, приуроченный к празднованию 125-летия со дня основания города  Новосибирска. Мы не могли оставаться в стороне от юбилейного дня города и, размышляя над вопросом «а что же подарить нашему любимому городу», мы пришли к единодушному мнению: мы подарим Новосибирску Будущее! Будущее глазами подростка, многоликое, оригинальное, живое и вдохновляющее! Как мы это сделаем?


Рецепт создания будущего прост, записывайте!

Мы берем старшеклассников, это такие дети, которые вовсе и не дети, а с виду взрослые, но ведут себя как-то странно, им обычно по 13-17 лет.

Затем погружаем их в «специально приготовленную» среду онтологического моделирования. Даем старшеклассникам «задачку открытого типа», которая заведомо не имеет однозначного и правильного решения. Осторожно: на этой стадии идет разрыв шаблонов, глубокое «разоформление», возможно у кого-то «сорвет башню».

23.03.2018

  Форсайт – это такая технология, которая позволяет заглянуть в будущее, посмотреть, а что же будет через 30-50 лет. Вопреки нашим представлениям о времени, будущее не одно, не такое как прошлое, строго определенное и неотвратимое; их – будущего – много. Оно как несколько дорог, выбирай, какая больше понравится! Форсайт, как раз и занимается выявлением этих дорог, он рисует нам возможные образы будущего, исходя из знания о настоящем. Чтобы с наибольшей точностью определить векторы развития, надо иметь четкое и полное представление о нашем настоящем: о вызовах и угрозах, тенденциях и проблемах, неизбежностях и потенциалах современности. Для этих целей разработали множество сложных и  не очень сложных процедур, которые все вместе называются форсайт-технологией, и проводятся они в несколько этапов, которые называются сессиями.

Как  правило, форсайт-сессии – это исключительно взрослое мероприятие для умных и очень умных взрослых, для экспертов  самых разных направлений. Является ли школьник экспертом? Очевидно, нет! Что он может сказать, тем более про будущее?! Он еще маленький, он еще учится. Справедливы возражения: технология сложная, знаний о реальности нет, потому что нет реального опыта взаимодействия с миром. Школьник ни за что не отвечает. Как он может проектировать будущее? Его представления иллюзорны, и все что он спроектирует, будет такой же иллюзией.