Форсайт-технологии. Внимание, говорит ребёнок!
Форсайт – это такая технология, которая позволяет заглянуть в будущее, посмотреть, а что же будет через 30-50 лет. Вопреки нашим представлениям о времени, будущее не одно, не такое как прошлое, строго определенное и неотвратимое; их – будущего – много. Оно как несколько дорог, выбирай, какая больше понравится! Форсайт, как раз и занимается выявлением этих дорог, он рисует нам возможные образы будущего, исходя из знания о настоящем. Чтобы с наибольшей точностью определить векторы развития, надо иметь четкое и полное представление о нашем настоящем: о вызовах и угрозах, тенденциях и проблемах, неизбежностях и потенциалах современности. Для этих целей разработали множество сложных и не очень сложных процедур, которые все вместе называются форсайт-технологией, и проводятся они в несколько этапов, которые называются сессиями.
Как правило, форсайт-сессии – это исключительно взрослое мероприятие для умных и очень умных взрослых, для экспертов самых разных направлений. Является ли школьник экспертом? Очевидно, нет! Что он может сказать, тем более про будущее?! Он еще маленький, он еще учится. Справедливы возражения: технология сложная, знаний о реальности нет, потому что нет реального опыта взаимодействия с миром. Школьник ни за что не отвечает. Как он может проектировать будущее? Его представления иллюзорны, и все что он спроектирует, будет такой же иллюзией.
Однако, справедливы и ответные возражения: форсайт дает видение будущего на 5-20 лет вперед, иногда больше, и имеет смысл только, если участники сессии сами намерены воплощать в жизнь желаемый вариант будущего. Невозможно разработать «дорожную карту» и отдать её на реализацию посторонним компетентным лицам. Смысл форсайта в том и заключается, чтобы за время общей и долгой работы «сколотить» группу прорыва, команду энтузиастов, которые готовы инвестировать свои деньги, время и усилия в ими же увиденный вариант будущего.
Сегодняшние подростки в ближайшие 2-5 лет совершат один из важнейших выборов своей жизни: они выберут свой профессиональный путь и начнут трудовую деятельность. Как сегодняшний школьник будет воплощать и приближать то будущее, на проектирование которого его не позвали? Вопрос остается открытым.
Часто ли молодые люди в возрасте от 13 до 17 лет задаются вопросами: в какой век я живут, что происходит в мире и в стране, где моё место, что я могу сделать сейчас для моего завтра, какую дорогу выбрать, как не ошибиться с выбором пути, как соотносятся мои склонности и способности с мировыми тенденциями и вызовами, противоречат ли мои желания, видение моей будущей профессии с тенденциями рынка?
Есть предположение, что в этом возрасте люди так вопросы не задают. Так задавать вопросы может только опытный взрослый, например, родитель. Ребенок же их попросту не может толком сформулировать. Означает ли это, что сегодняшний ребенок не может знать ответов на вопросы о будущем, если он их толком сформулировать не может? Конечно, нет! Детей беспокоит будущее, выбор профессии для многих мучителен. Это убеждает нас, что с той стороны – от школьников – есть запрос на видение будущего.
В российской практике есть опыт вовлечения подростков во взрослые дискуссии. Существует даже методика «детского форсайта». К сожалению, эпизодов совместной работы взрослого и ребенка над единым вариантом будущего мало, и они скорее не про сотрудничество, а про наставничество. Почему так?
У Городского центра проектного творчества есть на это ответ: никто из сторон не подготовлен к диалогу, ни «умные взрослые», которые проектируют и приближают будущее, ни «неокончательно повзрослевшие дети», которым в этом будущем жить.
В настоящее время в «недрах» Городского центра проектного творчества проектируется такой форсайт, который бы включил ребят 13-17 лет, как экспертов и разработчиков, в проектную работу взрослых. Благодаря многолетней работе с детьми в проектном ключе, специалисты Городского центра имеют такую компетенцию, которая позволят устанавливать диалог между взрослым и ребенком на паритетных условиях, делает возможным разговор поколений.