Форсайт-технологии. Внимание, говорит ребёнок!

  Форсайт – это такая технология, которая позволяет заглянуть в будущее, посмотреть, а что же будет через 30-50 лет. Вопреки нашим представлениям о времени, будущее не одно, не такое как прошлое, строго определенное и неотвратимое; их – будущего – много. Оно как несколько дорог, выбирай, какая больше понравится! Форсайт, как раз и занимается выявлением этих дорог, он рисует нам возможные образы будущего, исходя из знания о настоящем. Чтобы с наибольшей точностью определить векторы развития, надо иметь четкое и полное представление о нашем настоящем: о вызовах и угрозах, тенденциях и проблемах, неизбежностях и потенциалах современности. Для этих целей разработали множество сложных и  не очень сложных процедур, которые все вместе называются форсайт-технологией, и проводятся они в несколько этапов, которые называются сессиями.

Как  правило, форсайт-сессии – это исключительно взрослое мероприятие для умных и очень умных взрослых, для экспертов  самых разных направлений. Является ли школьник экспертом? Очевидно, нет! Что он может сказать, тем более про будущее?! Он еще маленький, он еще учится. Справедливы возражения: технология сложная, знаний о реальности нет, потому что нет реального опыта взаимодействия с миром. Школьник ни за что не отвечает. Как он может проектировать будущее? Его представления иллюзорны, и все что он спроектирует, будет такой же иллюзией.

Однако, справедливы и ответные возражения: форсайт дает видение будущего на 5-20 лет вперед, иногда больше, и имеет смысл только, если участники сессии сами намерены воплощать в жизнь желаемый вариант будущего. Невозможно разработать «дорожную карту» и отдать её на реализацию посторонним компетентным лицам. Смысл форсайта в том и заключается, чтобы за время общей и долгой работы «сколотить» группу прорыва, команду энтузиастов, которые готовы инвестировать свои деньги, время и усилия в ими же увиденный вариант будущего.

Сегодняшние подростки в ближайшие 2-5 лет совершат один из важнейших выборов своей жизни: они выберут свой профессиональный путь и начнут трудовую деятельность. Как сегодняшний школьник будет воплощать и приближать то будущее, на проектирование которого его не позвали? Вопрос остается открытым.

Часто ли молодые люди в возрасте от 13 до 17 лет задаются вопросами: в какой век я живут, что происходит в мире и в стране, где моё место, что я могу сделать сейчас для моего завтра, какую дорогу выбрать, как не ошибиться с выбором пути, как соотносятся мои склонности и способности с мировыми тенденциями и вызовами, противоречат ли мои желания, видение моей будущей профессии с тенденциями рынка?

Есть предположение, что в этом возрасте люди так вопросы не задают. Так задавать вопросы может только опытный взрослый, например, родитель. Ребенок же их попросту не может толком сформулировать. Означает ли это, что сегодняшний ребенок не может знать ответов на вопросы о будущем, если он их толком сформулировать не может? Конечно, нет! Детей беспокоит будущее, выбор профессии для многих мучителен. Это убеждает нас, что с той стороны – от школьников – есть запрос на видение будущего.

В российской практике есть опыт вовлечения подростков во взрослые дискуссии. Существует даже методика «детского форсайта». К сожалению, эпизодов совместной работы взрослого и ребенка над единым вариантом будущего мало, и они скорее не про сотрудничество, а про наставничество. Почему так?

У Городского центра проектного творчества есть на это ответ: никто из сторон не подготовлен к диалогу, ни «умные взрослые», которые проектируют и приближают будущее, ни «неокончательно повзрослевшие дети», которым в этом будущем жить.

В настоящее время в «недрах» Городского центра проектного творчества проектируется такой форсайт, который бы включил ребят 13-17 лет, как экспертов и разработчиков, в проектную работу взрослых. Благодаря многолетней работе с детьми в проектном ключе, специалисты Городского центра имеют такую компетенцию, которая позволят устанавливать диалог между взрослым и ребенком на паритетных условиях, делает возможным разговор поколений.

14.02.2018

Напомним, 8 февраля Новосибирск широко отмечал  День Российской науки.  Самой большой площадкой знакомства с наукой для детей и юношества стала ГПНТБ СО РАН.

 На этот раз посетителей библиотеки ждали не только привычные лекции и выставки, но и научные эксперименты, флэшмоб, сеанс международной радиосвязи, воронка Кеплера, научный телекинез и другие удивительные объекты и научные практики. Такие интерактивные форматы позволяют соприкоснуться с фантастическим миром науки, делают ее понятной и близкой.

Одним из самых ярких событий стало Тесло шоу, которое показывал Городской центр проектного творчества совместно с Авторской школой «НооГен».

«Было проведено целых 8 показов за 5 часов! И каждый раз зал был набит до отказа, - рассказывает руководитель Городского центра Надежда Андреева, - мест не хватало, в коридоре выстроилась очередь желающих попасть на выступление. Родители с детьми, профильные и обычные классы из города и региона, сотрудники библиотеки, - все отмечали зрелищность и необычность подачи сложных научных практик. Сказать по правде, мы не ожидали такого аншлага».

06.02.2018

Друзья, приглашаем вас принять участие в интереснейшем городском событии: 8 февраля в ГПНТБ пройдет День Российской науки. 

Городской центр проектного творчества совместно со школой «НооГен» представит вашему вниманию театрализованные эксперименты с катушкой «Тесла». Вы увидите как молния – могущественное и разрушительное явление природы – может быть создана в лабораторных условиях; как человек может приручить молнию и повелевать ею. Опыты с электричеством безопасны для детей и оборудования.

Мы приглашаем вас принять участие в нашем зрелищном эксперименте и гарантируем – равнодушных не останется. После шоу разрешается задавать много вопросов, чем больше, тем лучше – мы с удовольствием ответим на все. Наши экспериментаторы любят любознательных детей, потому что они сами увлеченные люди: они знают все или почти все об альтернативной энергетике, сами конструируют и создают оборудование.

Хотите совершить маленькое путешествие в мир электричества, получить знания из уст ученых-практиков? Тогда приходите к нам на «Тесла шоу» 8 января, на 5 этаж ГПНТБ  с 12:00 до 14:00.

24.11.2017

 

13 ноября 2017 г. в СО ГПНТБ учащиеся школ Академгородка получили дипломы выпускников программы «Ранней подготовки инновационных кадров».

 

В 2015 году специалисты методического отдела Городского центра специально для этих ребят разработали программу, которая предполагала формирование компетенций, необходимых для будущих представителей творческих профессий и управленцев.

 

«В начале программы, - вспоминает научный руководитель Центра Геннадий Асиньяров, - был проведен конкурс среди учащихся школ, и спрогнозированы перспективы обучения набранной группы ребят. Состав оказался крайне неоднородным, и поначалу вызвал некоторое разочарование команды Городского центра, поскольку ожидания от представителей Академгородка были очень высокими. Пришлось скорректировать программу под сложившуюся ситуацию и усилить ее компоненты, направленные на социальное развитие. А блок программы, ориентированный на развитие научного мышления, был сдвинут на последний этап».