Возможно ли счастье в российской общеобразовательной школе?

 

Над этим вопросом всерьез думали школьники и учителя школы № 9 г. Искитим 17 и 24 октября 2017 года. Именно в это время Городской центр проектного творчества проводил форсайт-сессию, которая преследовала цель разработать программу развития школы и предложить ряд конкретных мер по ее реализации.


«Если мы вспомним свою школьную жизнь, - поясняет руководитель Центра Надежда Андреева, - у каждого обязательно найдется счастливый момент, связанный или с успехами в учебе, или с туристическим походом классом, или с достижением в спорте и в предметных олимпиадах. Мы проверяли – получился целый калейдоскоп счастливых моментов. Но возможно ли управлять этим? Усиливать и создавать высокую концентрацию счастья в школе? Возможно ли, без радикальных изменений, интенсивно, но органично для всех  развивать школу? Как?»


Участникам сессии предстояло решить нелегкую задачку: как в условиях обучения в две смены, в здании типовой школьной планировки и пришкольного пространства, не меняя количество уроков и школьную программу, при том же количестве учеников и учителей все же обеспечить развитие школы таким образом, чтобы каждый ученик и учитель  почувствовал себя счастливым.


Команда специалистов Городского Центра под руководством Геннадия Асиньярова организовала работу для проблемы с применением Нооген-технологии. На этапе создания идеальных моделей школьники думали над тем, какие предметы будут учить дети в «счастливой» школе, каким должно быть пространство в школе и за ее пределами, каким должно быть домашнее задание, как могут общаться друг с другом и между собой ученики и учителя в школе будущего.


Вот, что получилось в результате: участники форсайт-сессии пришли к общему мнению о том, что человек развивается и становится счастливым не сам по себе, а благодаря тем процессам и отношениям, в которых находится. А  значит, влияя и развивая эти процессы и отношения, мы развиваем тем самым и человека. Что может стать инструментом разного рода изменений в человеке? Участники сессии обозначили таким инструментом пространство своей школы и ее территории.


Так все-таки, возможно ли счастье в российской общеобразовательной школе? Ответ – да! Чтобы счастливых учителей и учеников было больше, а директора школ могли управлять таким «показателем», в  пространстве школы должны быть заложены «управляющие принципы»:

  1. Возможность выбора. Чем больше будет возможных ситуаций выбора для ученика и для учителя – тем лучше. При этом выбор считается таковым, если приходится выбирать как минимум из трех вариантов. Предположим, из трех вариантов блюд на обед в школьной столовой.

2. Возможность влияния. Для реализации потенциала развития важно предоставить возможность школьникам и учителям лично влиять на пространство. В «счастливой» школе, к примеру,  ученик садится за настраиваемую парту, посуда из которой он ест, изготовлена им же, а в классе висит картина, которую он выбирал.

3. Универсальность и «многомерность» пространственных зон. В школе будущего нет  «пустого» пространства: коридор одновременно может быть зоной отдыха, а учебный класс – тренажёрным залом.

4. Обратная связь. Администрация «счастливой» школы постоянно рефлексирует происходящие в школе события, отношения в коллективах, собирает обратную связь от всех участников процесса, и от школьников и от учителей. Чем более быстрой и «видимой» эта связь является, тем лучше.


Каждый, кто захочет создать свою школу будущего, может воспользоваться этими принципами. А ученики и учителя девятой школы города Искитима уже ближе к своей школе будущего, они ее создавали сами под руководством специалистов Городского центра. Разработки школьников и учителей легли в основу документа с практическими рекомендациями и проектами, который Городской Центр предложил администрации школы. 

25.10.2018

В преддверии Городского Фестиваля Игры мы решили провести проектную сессию про игру.  24 и 25 октября 40 ребят – еще школьники –  прокачают свой мозг и придумают универсальную игру, которая могла бы быть интересной самым разным игрокам, играющим в абсолютно разные игры.

Это означает, что нужно придумать такую игру, в которую было бы одинаково интересно играть и футболисту, и шахматисту, и новичку, и мастеру игры в го.  А еще здоровенному страйкболисту,  смекалистому «монополисту» и тому «чуваку», который ходит по дому в костюме стрельца, вяжет лапти в отпуске и ест щи из походного котелка – одним словом, ролевик!

Это значит, что придуманная игра, может сочетать в себе элементы разных игр или определенные типы игровых стратегий, которые угадывались  бы игроками, как элементы своей игры, и игроки бы с удовольствием включались в эту выдуманную игру. Так видится ход мысли изначально, именно так решала бы задачу я. А как будут думать ребята и какие игры получатся, покажет сессия.

Следите за новостями. Уже скоро станут известны результаты , и мир узнает о новых оригинальных играх 2018!

19.10.2018

Друзья, поздравьте нас! Мы прошли во второй очный тур Международного конкурса среди организаций на лучшую систему работы с молодежью. Ура!

Это важное для нас событие – наш проект «Альтернативная занятость подростков»  получил признание, как один из лучших проектов, направленных на раскрытие творческого потенциала молодых работников предприятий.

Конкурс солидный, его организует  Правительство Ханты-Мансийского автономного округа при поддержке Федерального  агентства по делам молодежи РФ. Наш проект - номинант среди 55 проектов в 7 номинациях. Конкурс  проводится с 2013 года, за весь период участниками стали более 400 человек. Одной из важнейших задач конкурса является выявление лучших практик в сфере работы с молодежью на предприятиях и организациях, а также их дальнейшая трансляция и масштабирование.

В этот раз международный конкурс  пройдет в Югре – столице Ханты-Мансийского автономного округа – уже 28 октября. Пожелайте нам удачи!

01.10.2018

Смотрите, что мы придумали! Это будет WOW-событие. По крайней мере, нам этого очень хочется.

Итак...

Может быть вы ищите себе занятие по душе или думаете чем занять друзей в ближайший выходной? 
Может быть вы – родитель и хотите организовать полезный, увлекательный и недорогой досуг для своих детей? 
Может быть вы – учитель и находитесь в поиске общего контента с подрастающем поколением? 
Может быть вы – студент и хотите прокачать свои способности ещё и в сфере игровых технологий? 

Если вы нашли себя в этом списке или даже не нашли, но вы любите играть, и вам интерсно узнать что-то новенькое об играх, тогда приглашаем вас на наш Городской Фестиваль Игры "Ход котом" 2018!