Возможно ли счастье в российской общеобразовательной школе?
Над этим вопросом всерьез думали школьники и учителя школы № 9 г. Искитим 17 и 24 октября 2017 года. Именно в это время Городской центр проектного творчества проводил форсайт-сессию, которая преследовала цель разработать программу развития школы и предложить ряд конкретных мер по ее реализации.
«Если мы вспомним свою школьную жизнь, - поясняет руководитель Центра Надежда Андреева, - у каждого обязательно найдется счастливый момент, связанный или с успехами в учебе, или с туристическим походом классом, или с достижением в спорте и в предметных олимпиадах. Мы проверяли – получился целый калейдоскоп счастливых моментов. Но возможно ли управлять этим? Усиливать и создавать высокую концентрацию счастья в школе? Возможно ли, без радикальных изменений, интенсивно, но органично для всех развивать школу? Как?»
Участникам сессии предстояло решить нелегкую задачку: как в условиях обучения в две смены, в здании типовой школьной планировки и пришкольного пространства, не меняя количество уроков и школьную программу, при том же количестве учеников и учителей все же обеспечить развитие школы таким образом, чтобы каждый ученик и учитель почувствовал себя счастливым.
Команда специалистов Городского Центра под руководством Геннадия Асиньярова организовала работу для проблемы с применением Нооген-технологии. На этапе создания идеальных моделей школьники думали над тем, какие предметы будут учить дети в «счастливой» школе, каким должно быть пространство в школе и за ее пределами, каким должно быть домашнее задание, как могут общаться друг с другом и между собой ученики и учителя в школе будущего.
Вот, что получилось в результате: участники форсайт-сессии пришли к общему мнению о том, что человек развивается и становится счастливым не сам по себе, а благодаря тем процессам и отношениям, в которых находится. А значит, влияя и развивая эти процессы и отношения, мы развиваем тем самым и человека. Что может стать инструментом разного рода изменений в человеке? Участники сессии обозначили таким инструментом пространство своей школы и ее территории.
Так все-таки, возможно ли счастье в российской общеобразовательной школе? Ответ – да! Чтобы счастливых учителей и учеников было больше, а директора школ могли управлять таким «показателем», в пространстве школы должны быть заложены «управляющие принципы»:
1. Возможность выбора. Чем больше будет возможных ситуаций выбора для ученика и для учителя – тем лучше. При этом выбор считается таковым, если приходится выбирать как минимум из трех вариантов. Предположим, из трех вариантов блюд на обед в школьной столовой.
2. Возможность влияния. Для реализации потенциала развития важно предоставить возможность школьникам и учителям лично влиять на пространство. В «счастливой» школе, к примеру, ученик садится за настраиваемую парту, посуда из которой он ест, изготовлена им же, а в классе висит картина, которую он выбирал.
3. Универсальность и «многомерность» пространственных зон. В школе будущего нет «пустого» пространства: коридор одновременно может быть зоной отдыха, а учебный класс – тренажёрным залом.
4. Обратная связь. Администрация «счастливой» школы постоянно рефлексирует происходящие в школе события, отношения в коллективах, собирает обратную связь от всех участников процесса, и от школьников и от учителей. Чем более быстрой и «видимой» эта связь является, тем лучше.
Каждый, кто захочет создать свою школу будущего, может воспользоваться этими принципами. А ученики и учителя девятой школы города Искитима уже ближе к своей школе будущего, они ее создавали сами под руководством специалистов Городского центра. Разработки школьников и учителей легли в основу документа с практическими рекомендациями и проектами, который Городской Центр предложил администрации школы.